Пожарный детектив

Пока Государственная пожарно-спасательная служба (ГПСС) била тревогу и буквально ограничивала помощь населению, отдельные ее работники не бедствовали, а даже наоборот — делали деньги на всем, что "плохо лежало"


Одни списывали то самое горючее, которое из-за нехватки средств отпускалось пожарным уже в долг, другие принимали объекты и ставили необходимые подписи в документах, собирая госпошлины в собственный карман и объясняя несговорчивым гражданам принцип работы: “государство — это я”. В конце июля пожарно-спасательная служба забила настоящую тревогу: задолженность за горючее на тот момент составляла уже 140 тыс. латов.

И в этой связи пожарные заявили, что будут вынуждены свернуть спасательные работы. Нет, тушить пожары они не прекратили бы, а вот кошку с дерева снять или машину из кювета вытащить — тут уж увольте, как-нибудь сами.

Но в последний момент подсуетились МВД и Министерство финансов. Выход был найден. Пожарным разрешили тратить те деньги, которые предусмотрены бюджетом до конца года. А уже затем при принятии поправок к бюджету на нужды ГПСС будет выделена необходимая сумма.

Опять же в том самом печально знаменитом пикете, который прошел аккурат неделю назад, плечом к плечу с сотрудниками полиции стояли и пожарные. О них много не писали, но у них были те же требования, что и у стражей порядка: повышение зарплаты, социальные гарантии… И с этим никто не спорит. Но среди спасателей тоже находятся свои казнокрады, которые бросают тень на всю организацию.

Платить здесь и сейчас

В конце сентября 2004 года сотрудники Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) задержали некоего работника Государственной пожарно-спасательной службы и скромно сообщили, что возбуждено уголовное дело по факту использования служебного положения в корыстных целях, чем был причинен серьезный ущерб государству.

Ни фамилии задержанного, ни его должности борцы с коррупцией не сообщали. Однако позже удалось узнать, что в руки стражей порядка попался не рядовой борец с огнем, а заместитель командира Юрмальской бригады ГПСС Атис Блузма. Пока шло уголовное расследование, другое расследование, уже служебное, выявляло различные недоделки, просчеты, откровенную халатность и прочие нелицеприятные вещи в Юрмальской бригаде ГПСС.

А что же вменялось в вину Атису Блузме? В ходе расследования выяснилось, что он, выписывая заключения о соответствии объектов нормам пожарной безопасности, государственную пошлину беззастенчиво клал себе в карман.

Хотя по закону жители вначале должны были уплатить эту самую госпошлину через банк и лишь затем являться с квитанциями в пожарную службу. В частности, к Атису Блузме. И только после получения этих квитанций ему следовало выносить свое резюме.

Именно поэтому до сих пор не раскрывается сумма, которую он мог положить в свой карман. Хотя в правоохранительных органах ДВ подтвердили, что речь идет о больших деньгах, поскольку поборами пожарный начальник занимался на протяжении многих лет.

И не исключено, что на судебной стадии расследования этого дела обвинение может пополниться новыми статьями Уголовного закона. Например, до сих пор Атиса Блузму обвиняли только в использовании служебного положения в корыстных целях. Однако существует вариант, что присвоенные госпошлины будут названы в суде взятками.

Поскольку Атис Блузма мог элементарно брать деньги в карман за то, что, не выходя из кабинета и не осматривая принимаемые объекты, подписывал нужные бумаги. Ведь в Юрмале, как известно, строительство идет полным ходом.

Любой частник сочтет за радость поскорее сдать объект в эксплуатацию и за вожделенную подпись и печать выложит сумму, в несколько раз превышающую госпошлину. Даже если не получит взамен никакой квитанции об оплате. Тут главное — сроки и максимальный комфорт.

Кстати, даже тех огромных денег, которые, по данным следствия, оседали в карманах заместителя командира Юрмальской бригады ГПСС, ему явно не хватало. Еще на начальной стадии следствия “кнабовцы” раскрыли факт торговли Блузмой различными пожарными принадлежностями. Причем этим он занимался не где-нибудь, а в рабочем кабинете. За годы работы в этой должности Блузма настолько сильно уверовал в свою безнаказанность, что следователи даже опешили от такой наглости.

В данный момент дело Атиса Блузмы находится в прокуратуре. К подозреваемому применена мера пресечения — подписка о невыезде. По закону бывшему заместителю начальника Юрмальской бригады ГПСС светит лишение свободы на срок до трех лет либо штраф до 60 минимальных зарплат. Опять же — если в суде не пойдет речь о получении взяток.

Бизнес на груде металлолома

А в Прейли до сих пор судачат о том, как находчивые пожарные умудрялись несколько лет кряду выписывать деньги на техосмотры, ремонт и топливо для своей машины, в то время как она стояла посреди поля в полуразобранном состоянии и гнила.

Но до Риги далеко, и никому до этого не было дела. Пока в один прекрасный день этим автомобилем и деньгами, которые на него уходили, не заинтересовались сотрудники KNAB.

На днях прокуратура уже предъявила обвинение заместителю командира Прейльской бригады пожарно-спасательной службы Валерию Соколову, который так же, как и его юрмальский коллега, подозревается в злоупотреблении служебным положением в корыстных целях. Вопрос о привлечении к уголовной ответственности еще двух пожарных из Прейли прокуратура решит в ближайшее время.

Ситуация в Прейли очень сильно напоминала юрмальское уголовное дело. По информации KNAB, двое пожарных в течение длительного времени не проводили проверку технического состояния служебной автомашины и на протяжении целых пяти лет списывали материальные ценности.

Всего удалось списать-присвоить 6900 латов. Когда об этом стало известно “кнабовцам”, было возбуждено уголовное дело. Параллельно, как и в юрмальском эпизоде, началась служебная проверка, которая установила, что нарушения допустили командир Прейльской бригады ГПСС Эдмунд Борейко и его заместитель Валерий Соколов.

Последний после случившегося ушел на пенсию, а Борейко был понижен в должности. Но если от служебных разборок можно отгородиться, уволившись со службы, то от уголовного преследования никуда не деться.

Валерий Соколов, как и его юрмальский коллега, пока находится на свободе под подпиской о невыезде. Скорее всего, такая же мера пресечения будет избрана и в отношении еще двух сотрудников пожарно-спасательной службы, если прокуратура предъявит им обвинения. Каждый из них может “заработать” реальный срок — до восьми лет тюрьмы либо штраф до 120 минимальных зарплат.

Жаль только, что на скамье подсудимых окажутся не все участники этих двух афер. Ведь всем понятно, что они не могли работать без помощников и “крыши” со стороны более высокого начальства. Впрочем, пусть судьбу оставшихся в тени проходимцев решит Высший суд.

23.08.2005 , 15:54

Деловые Вести


Написать комментарий