Зараза с Инчукалнских болот

Много лет назад в Инчукалнские болота свозили гудрон – отходы военного производства. Если теперь туда забредет зверь или сядет на гудрон птица – считай пропали. Там уже нашли страшную смерть более ста тысяч птиц. Однако для людей, если, конечно, не лезть в эти жуткие болота, гудрон опасности не представляет. Другое дело, если попытаться его сжигать.

Безотходных технологий по его утилизации не разработали ни хитроумные японцы, ни практичные американцы. При сжигании гудрона в атмосферу в большом количестве попадают вредные вещества. Тем, кто живет неподалеку, непоздоровится. И надо же такому случится – заразу с Инчукалнских болот предполагают сжигать на территории ЛРЗ! Жители Нового Строения бьют тревогу: кому же охота подвергать серьезной опасности свое здоровье!?Так откуда же пришла опасность, и есть ли повод для тревоги?

Руководитель Даугавпилсского регионального Управления среды Павел Кацарс полагает, что есть. Начиналось все просто и мило. Более года назад в Даугавпилсе фирма «ELIKS» решила установить на территории ЛРЗ газогенераторную станцию, которая готова дать новый вид топлива для котельных завода из отходов древесины. Подобная технология хорошо известна и используется много лет. Были получены все необходимые разрешения, в том числе и от экологов. В Управление среды был предоставлен пакет убедительных документов, и с их стороны не возникло никаких возражений.
Однако после 2000 года древесные отходы стали, можно сказать, дефицитом. Нигде дармовое топливо просто так не валяется.
Вот тут-то и вылезли наружу далеко идущие планы фирмы. Заключаются они в намерениях сжигать в центре города опасные отходы. К примеру, утилизировать сернокислый гудрон с Инчукалнских болот. А его ни много ни мало – 25 тысяч тонн. Никто в Латвии за такую задачу взяться не решился, разве что на Броценском цементном заводе сжигали гудрон в мизерных количествах. А тут на тебе – Латгалия. Сколько говорено, что регион отсталый, так давай – заваливай его опасными отходами! Те, кто намерен получить огромные барыши, своих детей рядом с такой «печкой» не поселят!
По закону при утилизации опасных отходов должна быть проведена оценка влияния на окружающую среду. Фирма «ELIKS» обратилась в Государственное бюро среды с тем, чтобы были проведены необходимые исследования. Когда результаты были представлены в для публичного обсуждения, они оказались, мягко говоря, неудовлетворительными. Многое было сделано некорректно. Павел Кацарс назвал сделанные выводы поверхностными и не соответствующими действительности. Заключительный отчет, согласно законодательству о влиянии на окружающую среду, должен быть утвержден самуправлением. Положенная процедура предварительного обсуждения этого проекта выдерживается. Но как?! Даугавпилчанам предложили собраться для обсуждения этого вопроса 15 августа в Доме культуры на Старом Форштадте. Напомню: речь идет о сжигании опасных отходов на территории ЛРЗ. Это не Старый Форштадт – это Новое Строение. Нас же, как известно, больше заботят свои печали, о чужих не думаем. К тому же 15 августа многие и многие католики находились в Аглоне на празднике Успенья Пресвятой Девы Марии. Верующие поклонялись иконе Аглонской Богоматери и физически не могли в то же самое время обсуждать проблемы сжигания опасных отходов.
Павел Кацарс, не сдерживая негодования, говорит о недопустимости сжигать сернокислый гудрон в районе, где совсем рядом расположены три школы и «святая горка» – три церкви. Это как же надо ненавидеть родной Даугавпилс! Если раньше городская дума приложила максимум усилий, чтобы не отапливать город мазутом, в котором имеются небольшие примеси серы, то как же можно сжигать сернокислый гудрон, на1 кг которого приходится 43.5 г серы. Сколько же ее попадет в атомосферу, если за год планируется сжигать 5 тысяч тонн? Детям, живущим по соседству, грозят аллергические заболевания. Да разве только аллергические, если в воздух будут выбрасываться 65 наименований различных элементов таблицы Менделеева?
Павел Кацарс отметил, что ему довелось бывать на перерабатывающих заводах в Дании и Финляндии. Там имелись мощные очистные сооружения (у нас о таких и речи нет), и все равно проблем хоть отбавляй. К примеру, куда девать золу?
Но и это еще не все. Латвия ратифицировала решение Базельской конференции, запрещающее ввоз-вывоз опасных отходов. Однако есть исключение – можно ввозить такие отходы в страну, где имеется специальное оборудование с разрешением на подобную деятельность. Понимаете, что это значит? Необдуманно подписав разрешение на такую деятельность, мы имеем все шансы превратиться в свалку опасных отходов со всей Европы. Вот уж выгодно, так выгодно! Нет, кто-то может заработать миллионы. А вот большинство народа будет тяжко болеть и умирать раньше времени.
Так что совсем не исключено, что цель новой газогенераторной станции – под прикрытием чистой «древесной» технологии заняться утилизацией опасных отходов, тем самым отравив воздух родного города.
Естественно, я не могла не поинтересоваться у мэра города ее мнением по этому вопросу – ведь решающее слово за самоуправлением.  Рита Строде заявила, что крайне негативно относится к предложению сжигать «всякую гадость» в центре города. Она отметила, что дума будет опираться на решения Министерства среды. Проще говоря, сделает все возможное, чтобы не допустит заражения атомсферы Даугавпилса.

23.08.2005 , 12:21

Наталья АСТРАТОВА


Написать комментарий