В чем сила, брат?

Итак, лед тронулся, господа присяжные. После двух лет расколов и междоусобиц в рядах левоцентристских антинационалистических партий явно наметился поворот к сотрудничеству и консолидации.


После нескольких месяцев непростых переговоров ПНС, «Новый центр» и Даугавпилсская городская партия создали объединение «Центр согласия». Близятся к завершению переговоры о присоединении к блоку еще нескольких партий. Произошло именно то, к чему нас постоянно призывали и сочувствующие нам журналисты, и общественные организации, и рядовые избиратели.

Но – странное дело… Именно в этот момент на новосозданное объединение обрушился шквал наездов и «поливов». Едва ли не ежедневно на страницах русских газет появляется очередной ругательный комментарий.

1 Читая подобные опусы, всегда вспоминаю старый анекдот про два типично советских литературных жанра: отчет и донос. Именно по такому принципу все эти «комментарии» и построены: донос на конкурента (мол, вот тогда-то Юрканс сказал то-то, а Урбанович сделал это, а у Пименова вообще нет педагогического образования) плюс отчет о собственных подвигах: мол, мы такие несгибаемые, еще один пикет против реформы проведем, и, если повезет, нас опять оштрафуют, и мы будем долго судиться, и об этом опять будут писать все газеты…

Собственно, отвечать на подобную «критику» бессмысленно. Ситуация-то более чем понятная: коллеги из «нового» ЗаПЧЕЛ явно обеспокоены, что бывшие партнеры по ЗаПЧЕЛ «старому» создают сильное объединение, и это угрожает крахом заветной мечты «равноправцев» – получить монополию на политическое представительство русскоязычных латвийцев.

Поэтому надо срочно прокричать, напомнить о «преступлениях» конкурента и о своих «геройских подвигах», мол, они все равно сволочи, а вот мы – самые стойкие, самые лучшие, голосуйте за нас! Словом, ничего, кроме элементарной ревности, в этой кампании не вижу.

Не собираюсь оправдываться. Да, мы наделали много глупостей, и я не раз откровенно говорил об этом, в том числе и в прессе. Но ведь умен не тот, кто не совершает ошибок, – ошибаются все. Умен тот, кто умеет свои ошибки признавать и исправлять.

2Скажем откровенно: мы отдали Ригу «правым» из-за того, что не сумели договориться об общем списке перед муниципальными выборами, более того – изо всех сил воевали друг с другом. Список ПНС не прошел 5%-ный барьер и потому, что «новый» ЗаПЧЕЛ постоянно «поливал» его, всячески стремясь дискредитировать.

Но это поражение стало не только поражением Юрканса и ПНС. Проиграл и сам «новый» ЗаПЧЕЛ, оставшись без партнеров и оказавшись в безнадежной оппозиции. И главное – проиграли наши избиратели.

Вывод ясен: надо извлечь уроки из поражения и сделать так, чтобы голоса наших сторонников больше не пропадали. Мы смогли это сделать – даже ценой потери многолетнего лидера.

Способствуют ли консолидации новые «разборки» между бывшими и, надеюсь, будущими партнерами? Вряд ли.

К сожалению, некоторые русские политики явно учатся у латышских националистов. Именно этнические лозунги, мобилизация на этнической основе принесли успех Народному фронту. И сегодня практически все партии латышского «мэйнстрима» откровенно используют националистическую риторику. И при этом грызутся между собой – коалиции и в правительстве, и в Рижской думе напоминают союзы пауков в банке. Так что же, нам брать с них пример?

3У меня нет никакого желания создавать «русскую ТБ/ДННЛ». «Центр согласия» не будет играть по правилам националистов, делиться на латышей и русских. Мы всегда были этнически смешанной партией и такой и останемся, пусть это пока политически немодно.

ЗаПЧЕЛ обязательно получит от нас официальный ответ на свое предложение о сотрудничестве (а не узнает о нашей позиции из прессы, как это получилось с самим предложением). Пока правление «Центра согласия» этот вопрос не обсуждало, но я готов публично высказать свою личную позицию.

Честно скажу: меня это предложение очень порадовало. Конечно, нельзя не видеть, что сделано оно через силу, сквозь зубы, явно просто чтобы вскочить в последний вагон уходящего поезда.

Конечно, очевидно, что предложение сформулировано в высокомерной форме – чтобы спровоцировать партнеров на отказ.

Конечно, не может не вызвать усмешки предложение поучаствовать в финансировании пиаровских акций конкурента.

Конечно, я вижу, что, не дожидаясь ответа, коллеги уже трезвонят по всему свету о том, что мы, мол, отказались от сотрудничества…

Все равно – молодцы, спасибо! Вы сделали важный первый шаг. Я искренне надеюсь, что вы отвечаете за свои слова, понимаете, что сотрудничество неизбежно требует шагов навстречу друг другу, и не собираетесь искать повод, чтобы использовать переговоры лишь для пропагандистской войны против «Центра согласия».

4Да, я – за сотрудничество. Договариваться о поддержке законодательных инициатив друг друга даже как-то несерьезно, все равно мы практически всегда голосуем за законопроекты, поданные ЗаПЧЕЛ (так же, впрочем, как и ЗаПЧЕЛ – за наши). Думаю, никто не питает иллюзий относительно исхода голосования, и особого смысла я в таких эскападах не вижу, важнее было бы сосредоточиться на действиях, приводящих к реальному результату. Но если это для вас так важно – хорошо, давайте.

Говорить и договариваться, по-моему, нужно о другом. Как добиться, чтобы акции, формально направленные на достижение политических результатов, не превращались в дешевые шоу, конкурирующие с популистскими журавлевскими спектаклями?

Чтобы наша политическая работа не вырождалась в конкурс «Кто громче крикнет». Чтобы депутаты самоуправлений, избранные «русскими голосами», не превращались в статистов, постоянно нуждающихся в инструкциях и переводчиках? Чтобы работа наших депутатов Сейма не сводилась к эпизодическому выкрикиванию с трибуны лозунгов, которые все равно никто не слушает? Как, наконец, нам поступить, чтобы голоса наших сторонников не пропадали, а избранные ими депутаты могли не только «прокукарекать», но и реально влиять на принятие решений?

Вот об этом давайте говорить, и говорить серьезно. Согласен: с нами будут считаться, только если мы заставим себя уважать. Но – будут ли уважать русских политиков Латвии, если мы становимся профессиональными скандалистами?

5Наша сила – не только в последовательности и стойкости, но и в профессионализме, способности находить и прорабатывать неожиданные решения, умении искать компромиссы и вести диалог.

Решения могут быть самые разные, но очевидно, что для этого нужно четкое взаимодействие и согласованность (знаю, что не любите вы слова «согласие», но что поделать…). Очень хочется надеяться, что коллеги смогут отказаться от своей обычной практики «полива конкурентов» и будут готовы к серьезному разговору.

Борис ЦИЛЕВИЧ, депутат 8-го Сейма, член правления «Центра согласия».

23.08.2005 , 11:25

chas-daily.com


Написать комментарий