Кисло-сладкая судьба

Создать пекарню и Музей хлеба Вию Анцане заставили жизненные трудности

Хлеб со шпеком, печенье — с водкой
Вскоре грянул ряд катастроф. Закрылась пекарня, и работу потеряло несколько десятков аглонцев. Вия — в том числе. Одновременно она была депутатом местного самоуправления, получала от города несколько латов в месяц. Не зарплата, а копейки. Из-за этих копеек ее не поставили на биржу труда. В семье росли малые дети. Как ни поверни, барышня, а нужно крутиться…
— Мы с Артуром взяли кредит и открыли собственную пекарню в Яунаглоне, — вспоминает Вия. — Риск был велик. Но я и сегодня рискую каждый день. Привыкла.
Стали печь круглый черный хлеб по собственным рецептам. Каждую буханку нужно вылепить руками, огладить и посадить в печь. Народ поначалу дивился, почему за простой хлебушек просят 30 сантимов? Потом поняли — видно, распробовали.
Сейчас ассортимент пекарни Вии Анцане расширился. Буханки сорта “Аглонский” украшены поверху колосками из белого теста. Рецепт хлеба со шпеком пришел из латгальской старины. Оттуда же родом печенье, при выпечке которого Вия в качестве разрыхлителя использует… водку. Вкус выходит весьма недурен.


Хозяйка, она же — главный экспонат
Ох, закрутились жернова Вииной судьбы. Зерно ночных мечтаний превращалось в белую муку дел.
— Конкуренция пекарен в Латгалии очень велика, — говорит Вия. — Но наш хлеб сегодня раскупают быстрее, чем работники успевают его производить.
Нынешней осенью Вия начинает новый рискованный проект. Производство она переносит в Аглону. Строительство новой хлебной печи частично финансируется Министерством земледелия. За что такая честь? Да ведь печь-то непростая! Новая пекарня расположится рядом с Музеем хлеба и станет продолжением его экспозиции. Туристам — на радость, хозяевам — в утешение.
Вот и подошли мы к рассказу об аглонском Музее хлеба. Расположился он на улице Даугавпилс, 7. В этом же здании находится хлебный магазин, поэтому большая просьба не спутать вход. В магазин вас пригласят после окончания экскурсии.
Экспонатов в музее не много. Есть старинные жернова и мешки с зерном, корытца для замеса теста. Главный экспонат музея — сама Вия. К гостям она выходит в традиционном латгальском костюме. Когда начнет рассказывать, не оторвешься от ее кисло-сладких хлебных речей!
— С музеем все получилось случайно, — уверяет она. — В прошлом году я участвовала в конкурсе творческих женщин. Став его лауреатом, поделилась с журналистами сокровенным — мол, хочу привлечь туристов, поэтому рассказываю о хлебе и его производстве. А на следующей неделе прочитала в газете заголовок “В Аглоне будет музей хлеба”. О, как я поначалу испугалась! Музей — череcчур уж громко звучит. Но делать нечего. Пришлось выполнять обещание, данное газетой.
В новый музей с удовольствием приезжают экскурсанты всех возрастов. Особенно Вия любит потолковать с пожилыми людьми, которые жили в деревне и с детства помнят секреты домашнего хлеба. Например, они рассказывают, как прежде буханки выпекали на листьях аира, клена и даже капусты. В тесто же наши предки добавляли самогоночку (не подумайте плохо — это чтобы хлеб лучше поднялся).


Человека надо заслужить
Каждого гостя музея Вия Анцане потчует настоящим ржаным хлебом. Рожь — это смысл и душа латвийской земли. И душа, вне сомнения, женская.
— Однажды я побывала в Эстонии на мероприятии “Женщина в предпринимательстве”, — рассказывает Вия, незаметно придвигая Телеграфу поднос с булочками. — Набрала в поездку хлеба полные чемоданы. Приехала, стала торговать. После первого успеха у меня будто глаза открылись: “Вия, нельзя женщине себя недооценивать!” Вдумайтесь: и первый муж пил, и с работы уволили. Но все сложилось к лучшему.
Но Вия тут же добавила, что без Артура ничего бы не вышло. Он — ее вторая половинка и в жизни и в предпринимательстве.
— В нашей жизни очень важны близкие. Старший сын живет в Дании, он имеет серьезные планы по развитию нашего бизнеса. Младшие помогают в пекарне.
Но под словом “близкие” Вия подразумевает не только родственников. Взять магазин. Разве смогла бы хозяйка спокойно спать, не стой за прилавком ее тезка Вия — человек, на совесть которого можно положиться? Не без мучений, но и в цеху сложился крепкий коллектив.
— Хотя в Латгалии страшная безработица, я обратила внимание, что многие жители и не хотят работать. Были среди наших сотрудников такие, кто приходил в цех “для галочки”. Но после нескольких лет притирки могу сказать, что каждый оказался на своем месте.
На вопрос, какое качество она ищет в работниках, хозяйка однозначно ответила: “Инициативу. И желание делать нечто новое”. За это готова прощать многие недостатки. “Но хорошего человека рядом нужно еще заслужить”, — говорит Вия Анцане. Мудрость эта похожа на хлеб — так же проста и сложна одновременно.


Аглона

22.08.2005 , 11:10

Телеграф


Написать комментарий