Кофе дешевеет в мире, но дорожает в Латвии

На крупных биржах нынешним летом стоимость кофе продолжает снижаться. Однако в Латвии картина прямо противоположная: пачки с молотым кофе на полках магазинов дорожают, как и обжаренный кофе в бобах. Уж не оказался ли заразен опыт торговцев топливом, которые повышают цены вне зависимости от роста или падения стоимости нефти на мировых биржах?

Что в мире творится

На мировом рынке кофе случились две неприятности. Прошлогоднее цунами в Индонезии (а этот регион — один из мировых лидеров по производству кофе) смыло массу плантаций. А Бразилия объявила о намерении сократить отведенные под кофе площади на плантациях — как раз для того, чтобы поднять цены на продукт.

Производство кофе в мире в сезоне 2005-2006 гг. будет меньше, чем прогнозировалось ранее, считают эксперты Международной организации по кофе. Прогноз был снижен со 106 млн. до 105 млн. мешков. С другой стороны, миллионом мешков никак не объяснить бурный рост цен на прилавках латвийских магазинов.

Тем более что, например, на Нью-Йоркской бирже с 6 июня, когда фунт кофе стоил 1,25 доллара США, его цена к 18 июля снизилась до 0,98 доллара. Весенний скачок цен был вызван снижением поставок сырья Бразилией при растущем спросе. Затем произошло насыщение рынка и закономерное понижение цен. А что же у нас?

У Латвии “своя стезя”

В Латвии цены на кофе растут с каждым месяцем. Как сообщает Neatkarig­a, в январе килограмм молотого кофе стоил в среднем 4,52 лата, а в июле — уже 4,94 лата. И специалисты не прогнозируют снижения стоимости кофе в этом году. Крупные производители, напротив, повышают цену своей продукции — прирост составил в среднем 15—20%. И связана данная тенденция не с сырьем, а с ростом производственных затрат (энергоносители и логистика в первую очередь).

— Нельзя соотносить то, что происходит с ценами на кофе в Латвии и на мировых биржах, потому что у латвийского рынка своя специфика,— рассказал ДВ Владимир Усягин, владелец компании Simeks.— Здесь практически не пьют робусту, люди предпочитают арабику. Между тем понижение цены было именно на робусту, а арабика по-прежнему довольно дорогая. Только в последние недели рост цен на нее замедлился — а в первом полугодии он был весьма устойчивым. Так, наша компания с июля была вынуждена тоже поднять свои цены, поскольку мы закупаем сырье раз в месяц на Лондонской бирже, и, естественно, происходящее там влияет на нашу работу. В целом же изменение цен на биржах отражается на латвийском рынке с некоторым запозданием, и рынок кофе — не исключение.

Наивысшие цены на биржах были отмечены в марте-апреле: по сравнению с самыми низкими ценами последних лет, прирост составил 200%. После этого арабика продолжила понемногу дорожать, а робуста, напротив, становится все дешевле.

По словам г-на Усягина, латвийский потребитель охотнее покупает импортный кофе, обработанный и упакованный в Германии, чем латвийский. Поэтому пытаться конкурировать с крупными международными концернами, “застолбившими” наш рынок, почти бесполезно. Местный брэнд продать куда сложнее.

— Почему-то бытует мнение, что раз кофе у нас не растет, то он не может считаться произведенным в Латвии,— говорит он.— Но в Германии или Дании тоже нет кофейных плантаций, однако их кофе люди покупают. Эти пристрастия непостижимы. Трудно понять, чем они мотивированы. Поэтому наша компания, к примеру, работает в основном на экспорт, а не на потребности внутреннего рынка. Нам так удобнее.

Дешевеет только сырье

Как пояснил ДВ директор сети кофеен Double Coffee Сергей Пушнов, причина сохранения роста цен в Латвии при падении стоимости кофе на биржах еще и в том, что падала стоимость сырья — необработанных кофе-бобов, а не готового обжаренного кофе.

— Переработчики, как наши, так и западные, не просто закупают бобы — их нужно обжарить, смолоть, упаковать,— говорит г-н Пушнов.— Эта работа и создает добавленную стоимость, и конечная цена уже не зависит от сырья. Потому что себестоимость бобов — это процентов десять-двенадцать от окончательной, продажной цены кофе. Допустим, килограмм готового кофе в зернах стоит 6—8 латов. Бобы обходятся примерно в 80 сантимов за килограмм. Остальное — вложенный в продукт труд, который сегодня в Латвии постоянно дорожает. Отсюда и тенденция.

— Не стоит забывать и о стремлении производителя получать прибыль — вряд ли он из-за трехмесячного падения стоимости сырья понизит свои цены, ведь сегодня потребление стремительно растет,— продолжает г-н Пушнов.— Вот говорят — инфляция. Но ведь сейчас наблюдается явный подъем экономики. Я не знаю, где люди берут деньги, но кофе они явно покупают больше.

Жалуются поставщики и на розничные сети, которые, по словам Пушнова, “не стесняются, назначая цену”. Но и розничным торговцам есть что ответить. Пресс-секретарь VP Market Ивар Андиньш отметил, что в этом году поставщики поднимали оптовые цены дважды — в начале года и летом: “Они в один голос уверяют, что цены на мировых биржах с начала года неуклонно растут, поэтому они поднимают и свои цены, а в результате кофе в рознице дорожает”.

Кто-то экономит на потребителе

Ну а что касается робусты и арабики, то тут есть что добавить и самим ДВ. Эти сорта, как известно, в чистом виде почти не используют. Робуста — более дешевый, горький сорт бобов, которые добавляют в арабику, чтобы убрать ее выраженный кисловатый привкус. Беда в том, что, судя по многим представленным на латвийском рынке брэндам упакованного молотого кофе, робусты в них слишком много, а это заметно ухудшает вкус напитка. Некоторые производители явно экономят на покупке более дорогой арабики. И при этом не снижают цену своего товара, хотя львиная доля сырья (робусты) им обходится дешевле. Особенно в последние три месяца.

В Латвии потребление кофе на душу населения составляет 2,3 килограмма в год. Это самый низкий показатель в Балтии: в Литве на душу населения приходится 2,5 кг кофе ежегодно, в Эстонии 3,6 кг. Лидируют в Европе жители Финляндии: там на душу населения потребляют 10 кг кофе в год. Характерно, что в странах, где сильны традиции чаепития — России, Японии, Англии, — покупатели чаще предпочитают растворимый кофе, а не натуральный.

18.08.2005 , 15:28

"Деловые вести"


Написать комментарий