Утечки мозгов не будет. За неимением оных

По последним статистическим данным, в Европе трудоустроено 30 тысяч жителей Латвии. И это при том, что пока только три страны открыли свои двери для работников из стран—новичков ЕС. Председатель правления фирмы Fontes Каспар Каулиньш занимается рекрутингом. Кому как не ему знать, кто уезжает из страны и что мы можем предпринять с теми, кто остался


ором времени ситуация стабилизируется и в течение следующих трех лет зарплата не будет повышаться более чем на 7—8 процентов в год. Чтобы выйти на среднеевропейский уровень, нам может потребоваться семь или даже десять лет.

Проблема Латвии заключается в том, что производительность нашей рабочей силы гораздо ниже, чем в Европе. Ведь производительность напрямую связана с технологиями, рынками сбыта, объемом реализованной продукции. В результате получается, что стоимость производимой единицы довольно высока, а производительность ниже, чем могла бы быть. Пока отдача от работы не будет такой же, как в Евросоюзе, мы не сможем платить работникам такую же зарплату. Никто не будет платить людям больше только потому, что предприятие хорошо зарабатывает. Гораздо разумнее вложить эти деньги в развитие компании.

Соревнование поколений

— Работодатели жалуются, что к ним приходят молодые люди с дипломами, но без опыта работы и требуют зарплату в 500 латов…

— Этот феномен проявляется во всех странах, которым пришлось менять плановую модель экономики на рыночную. Молодые люди, которые получили хорошее образование в начале переходного периода, довольно быстро смогли занять хорошие должности с соответствующей оплатой труда. Это не означает, что они работали лучше, чем их младшие коллеги. Просто существовавшим тогда предприятиям очень нужна была свежая кровь, и для того поколения было больше возможностей быстрой и успешной карьеры. Младшие же братья и сестры смотрят на старших, и, естественно, у них возникают повышенные амбиции. Сейчас быструю карьеру сделать очень сложно. Ее можно “построить” минимум за 5—7 лет. Поэтому многие люди, не найдя возможности быстрого роста, обращают свой взгляд на Европу.

— А как работодатель смотрит на более старшее поколение — на тех, кому сейчас за 35?

— Это самый перспективный сегмент. Эти люди обладают комбинацией опыта и образования. Конечно, все зависит от того, насколько успешным был карьерный рост этого человека, чего он успел добиться. Но того, кто пропустил возможность карьерного роста или не смог повысить свою квалификацию или переучиться, можно считать потерянным, поскольку у него нет абсолютно никаких преимуществ по сравнению с теми же студентами.

— Какая категория работников на сегодня является самой дефицитной?

— Это люди с техническим образованием, владеющие иностранным языком и имеющие навыки общения с потенциальным клиентом. Всегда будут востребованы хорошие руководители. Кроме того, в Латвии очень нужны представители тех специальностей, которые из-за низкого уровня оплаты труда потеряли свой престиж, а именно — учителя и врачи. Причем проблему дефицита врачей и учителей нельзя решить простым повышением заработной платы. И, наконец, в Латвии не хватает квалифицированных рабочих. Рабочую силу нужно обучать и переквалифицировать, а взять на себя связанные с этим затраты, к сожалению, никто не готов.

17.08.2005 , 15:25

Деловые Вести


Написать комментарий