Болезни старые — лечение новое

Как работает недавно внедренная система компенсации лекарств?

Прошло полтора месяца как действует новая система компенсации расходов на покупку лекарств и медицинского оборудования, предусмотренных для амбулаторного лечения. Довольны ли ею врачи и пациенты?



Казус в аптеке
Небольшая аптека в районном медицинском центре. Около прилавка — немолодая дама с пачкой рецептов. Между ней и продавцом происходит нервный разговор, суть которого сводится к следующему. Дама — сердечница. Врач выписывал ей один и тот же препарат, который ей полагался со 100-процентной скидкой. Сейчас она тоже пришла за ним, но почему ей нужно доплачивать? Аптекарь пытается что-то объяснить про новые правила и про то, что женщина может взять аналогичный препарат другой фирмы. Дама отказывается, ссылаясь на “очень чувствительный организм”, который неизвестно как может отреагировать на новое лекарство. Разговор заходит в тупик: женщина не хочет доплачивать за привычный препарат и не хочет брать более дешевый аналог; аптекарь не может ей ничем помочь.
Причиной этого конфликта стал новый порядок компенсации лекарств, который действует с 1 июля. Принципиальное его отличие от старого заключается в том, что теперь государство оплачивает самый дешевый препарат из группы лекарств (принцип референтной цены), которые врач может выписывать при определенном диагнозе. Если врач выдает рецепт на более дорогое лекарство даже со 100-процентной скидкой, пациент платит разницу между референтной ценой и ценой лекарства в аптеке. До 1 июля государство компенсировало препараты разной стоимости.
Дама, по-видимому, не знала об этом нюансе, а продавец не смогла толком объяснить изменение. Но ведь есть еще и врач, который мог предупредить.


Врачи: “за” и “против”
Президент Латвийского общества кардиологов Андрейс Эрглис, принимавший активное участие в разработке новой системы компенсации, прокомментировал казус так:
— Я вас уверяю, что дама могла совершенно спокойно взять другое лекарство с тем же активным веществом, и хуже бы ей не стало. Я много работаю с сердечниками и знаю — люди часто склонны преувеличивать проблему.
— Но ведь на то и лечащий врач, чтобы объяснять своим клиентам такие нюансы? Почему врачи не делают этого? — поинтересовались мы.
— Система работает всего полтора месяца. Врачи тоже должны к ней привыкнуть, притереться, — ответил доктор Эрглис. — Ни одна система не идеальна, но та, что действует сейчас, гораздо лучше прежней.
Врач-кардиолог Арис Чукурс придерживается иного мнения:
— Если раньше мне достаточно было внести выписанный рецепт в карточку пациента, то теперь его необходимо регистрировать в двух журналах. В результате время приема одного человека увеличилось за счет заполнения бумаг.
Теперь понятно, почему доктора не успевают поговорить с больными: надо выбирать — или разговоры разговаривать, или документацию по всем правилам вести.
Впрочем, есть и другая сторона медали. Онколог-уролог Латвийского онкологического центра Аркадий Менис очень положительно оценивает новую систему:
— Раньше у нас порядок был следующим. Я писал заключение, с которым пациент шел к семейному врачу, и тот на основании моего заключения выписывал нужный рецепт. Теперь у меня есть право самому выписывать гормональные препараты, и больной сразу получает лечение, что очень важно для тех людей, которым предстоит операция. Да, у меня прибавилось бумажной работы, но гораздо важнее, чтобы человек вовремя получил необходимые лекарства.

16.08.2005 , 11:10

Телеграф


Написать комментарий