Кто сменит Вайру Вике-Фрейбергу?

Президентом Латвии снова может стать "темная лошадка"

Пока президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга в отпуске наслаждается покоем и красотами Юрмалы, в кулуарах уже вовсю обсуждают ее возможного преемника.



Дело, конечно, еще далекое, так как сам процесс смены главы государства произойдет только через два года. Но, по информации Телеграфа, подбор кандидатов уже вовсю ведется. В то же время эксперты полагают, что следующим избранником станет такой же “кот в мешке”, как Вайра Вике-Фрейберга и Гунтис Улманис.
50 + 1
Разумеется, делать какие-то ставки сейчас, за полтора года до парламентских выборов, — преждевременно, ведь выборы президента состоятся через два года. Или, как написано в нашей конституции, — через 7-8 месяцев после выборов в Сейм. При этом еще не известно, как сложится мозаика в новом парламенте, поскольку номинировать кандидатов в президенты могут только фракции, представленные в Сейме.
А, как отметила политолог Неллия Лочмеле, картина на выборах у нас меняется каждые четыре года (не считая правительственных кризисов), и к власти никогда не приходят одни и те же партии.
В итоге, пока остается загадкой, придут ли к власти умеренные правые, ультрарадикалы или левоцентристы. Не известно, как они смогут спеться в новом парламенте, поскольку для назначения президента нужно ровно 50 + 1 голос. Если меньше, то кандидатуры будут переданы на повторное обсуждение (причем все они закрытые). Так, кстати, было и с Вайрой Вике-Фрейбергой. Во время первого волеизъявления за нее бюллетени отдали 50 человек, 49 были против, а один вычеркнул имя Вайра, оставив при этом ее фамилию. Во второй раз было уже все гладко. Кстати, по той же конституции президента выбирают сроком на четыре года не более двух раз подряд. Этот человек не должен быть моложе 40 лет и иметь два гражданства, а вот латвийское — обязательно.


Предъявите весь список
При всем при этом слухи о возможной кандидатуре следующего президента уже поползли. Называются персоны, начиная от теперешнего помощника Вайры Вике-Фрейбрги Мартиньша Бондарса, заканчивая композитором и депутатом Сейма Раймондом Паулсом.
В качестве самых вероятных претендентов фигурируют бывший еврокомиссар Сандра Калниете, спикер Сейма Ингрида Удре, министр обороны Эйнар Репше и министр сообщений Айнар Шлесерс.
Оппозиция и левоцентристы считают, что наиболее выгодно в кресле президента будет смотреться Удре. "Она сможет собрать не только голоса правых депутатов, но и левоцентристов. Она не позволяла себе негативных высказываний ни о русскоязычном населении, ни о еврейском. Она прагматично смотрит на отношения с Россией. И “подтянулась” в международных делах, работая спикером и часто по сути замещая президента", — уверен зампредседателя парламентской фракции Партии народного согласия Андрей Клементьев. Кроме того, Удре удерживается на должности спикера на протяжении всего 8-го созыва Сейма. Да и образ жизни ведет скромный, не выпячивая сделки с недвижимостью.
В отличие от второго возможного претендента Эйнара Репше, внимание к которому в последнее время приковано в связи не только со сделками с недвижимостью, но и с бурными личными отношениями. “У Нового времени проблемы с политическим устройством, и возможно, в следующем Сейме оно не будет так широко представлено”, — полагает Клементьев.
Калниете — кандидатура хоть и известная на международной арене, но, по некоторым слухам, не очень желаемая, так как якобы не особо пришлась ко двору в ЕС во время своего комиссарства. А у Шлесерса амбиции хоть и большие, но только премьерские.


Все зависит от выборов в Сейм
Но это мнение левых. У правых, если взять Новое время, больше в почете не Удре, а именно Репше и Калниете. “Функции президента, согласно конституции, главным образом репрезентативные и связаны с иностранными делами. Исходя из этих аргументов, Калниете самая подходящая кандидатура. Также президентом легче работать тому, кто занимал высокую должность. Тут подходит Репше”, — заметил в беседе с Телеграфом представитель Нового времени Алдис Кушкис. Но он уверен, что вопрос о будущем президенте зависит от исхода парламентских выборов.
Представитель Народной партии Янис Лагздиньш не захотел делать свои прогнозы. Дескать, слишком рано, поскольку нынешнему президенту еще два года в своей должности нужно проработать. “Лично мне очень жаль, что г-жа Вике-Фрейберга не сможет пойти на третий срок”, — поделился он.
А вот Аугуст Бригманис от Союза “зеленых” и крестьян думает, что никто из названных кандидатов президентом не будет. “У каждого из них свои плюсы и минусы. Я даже не собираюсь их обсуждать”, — коротко ответил парламентарий.


Президент как Папа Римский
Его коллега из оппозиционного крыла  Юрий Соколовский (ЗаПЧЕЛ) выразил похожее мнение. "В нашей стране главой государства всегда выбирается либо президент, который пошел на второй срок, либо “темная лошадка”, — уверен он. По словам депутата, когда кого-то номинируют от партий, то политикам трудно между собой договориться. Так было и с Улманисом, и с Вике-Фрейбергой, и с Пиебалгсом. “Так же будет и в следующий раз. Никого из знаменитых фигур не будет, только компромиссные лица. Это как выборы Папы Римского, когда выбирают не самого деятельного, а самого слабого и старого”, — отшутился Соколовский.
Опрос Телеграфа подытожила политолог Неллия Лочмеле, которая поддерживает мнение, что выборы нового президента — вопрос для следующего созыва Сейма. Дискуссия преждевременна. “Я думаю, что партии должны идти на выборы каждый со своим кандидатом. Но эта политическая картина может быть совсем другой, нежели сегодня, поскольку на каждых выборах у нас выигрывает новое политическое движение. Выберут того, кто сможет поднимать наш международный престиж, так как для этого человека важна внешнеполитическая миссия и презентация государства на международном уровне”, — резюмировала Лочмеле.

16.08.2005 , 11:10

Телеграф


Написать комментарий