Самое важное – это доверие потребителей

26 мая 2004 года в силу вступили поправки к закону о Защите прав потребителей. Изменения коснулись 25 статьи – были скорректированы основные функции Центра защиты прав потребителей. Статья 22, касающаяся общественных организаций, осталась неизменной. Таким образом, в полном соответствии закону, в нашем городе действуют две структуры: общественная организация – Даугавпилсский Клуб защиты прав потребителей и Центр защиты прав потребителей. В чем их принципиальное различие, каковы их функции и права? Ответить на эти вопросы наш корреспондент Роман Радишевич попросил заместителя председателя Клуба защиты прав потребителей Анатолия Кривиньша.

Чем Клуб защиты прав потребителей отличается от Центра защиты прав потребителей? Совпадают ли цели этих организаций? Почему закон предусматривает одновременное существование двух форм защиты интересов потребителей?
– Согласно закону, Центр защиты прав потребителей есть ничто иное, как государственное учреждение, находящееся в подчинении Министерства экономики ЛР. Цель деятельности этой структуры – обеспечение защиты прав и интересов потребителей. Клуб защиты прав потребителей является общественной организацией, действующей опираясь на Устав и законодательство. Цель деятельности – обеспечение реализации прав потребителей и их защита на территории ЛР.

Какие функции Центра защиты прав потребителей обозначены вступившими в силу поправками?
– Если коротко говорить о функциях, то они таковы: надзор и контроль за торговлей непродовольственными товарами и услугами в этой области (исключая лекарственные препараты, медицинские и ветеринарные товары, косметические средства, бытовую химию). Контроль за правильностью мер и весов непродовольственных товаров и за правильностью определения стоимости покупки (иными словами, отслеживать, чтобы потребителей не обвешивали и не обсчитывали). Координировать сотрудничество с негосударственными общественными организациями защиты прав потребителей, осуществлять государственную политику в упомянутых контекстах. Рассматривать жалобы потребителей, помогать в разрешении конфликтов с продавцами, производителями, с лицами, оказывающими услуги. Оказывать юридическую помощь потребителям в вопросах защиты их прав. Вести надзор за соблюдением прав потребителей при составлении договоров, которые потребители заключают с производителями, продавцами, поставщиками услуг, и некоторые другие функции, оговоренные нормативными актами.

А если сравнить этот список с функциями вашей общественной организации?
– То мы отнимем осуществление государственной политики и прибавим исследование рынка товаров и услуг, обеспечение потребителей сравнительной информацией о товарах и услугах. Бесплатные консультации, сбор и обобщение информации о нарушениях прав и интересов потребителей. Информирование соответствующих институций о сложившейся ситуации, информирование общества, государства и органов правопорядка об опасности товаров или услуг для жизни и здоровья (основываясь на заключении независимых экспертов). Представление интересов потребителей в суде, участие в проверках, которые связаны с соблюдением требований качества производимых и реализуемых товаров и поставляемых услуг. Сотрудничество с местным самоуправлением и поставщиками общественных услуг. Сотрудничество и обмен опытом с зарубежными организациями, подача предложений об изменениях в нормативных актах, в стандартах, в законодательстве.

Какова суть статьи 22 закона о Защите прав потребителей?
– Если рассматривать 22 статью упомянутого закона, – то она предусматривает право потребителей добровольно объединяться в общественные организации, которые действуют в соответствии с нормативными актами и Уставом и имеют целью защищать права потребителей. Однако, из непонятно каких соображений, законодатели в 1999 году предусматривали всего три варианта названий для таких структур – или клуб, или товарищество, или объединение. Пользуясь случаем, скажу, что пять лет назад, когда принимался Устав Даугавпилсского Клуба защиты прав потребителей, на такие мелочи мало кто обращал внимание. Тем не менее, нынешняя специфика работы и важность проблем общегородского характера, которыми мы занимаемся, обязывает нас привести название организации в соответствие с объективным положением вещей. Мы выросли из старого имени, и нам тесно в этих рамках. Полагаю, что данный вопрос будет решен Правлением Клуба до конца текущего года. Впрочем, при любых изменениях статус оставим прежним – общественная организация.

Какие плюсы и минусы дает такой статус в сравнении с государственной структурой?
– Главный минус один: на сегодняшний день государство не делегировало нам право принимать решения, которые будут обязательны к исполнению производителями, продавцами и поставщиками услуг, минуя судебные инстанции. Впрочем, в Европейском Союзе аналогичные организации такими правами обладают. Плюсов гораздо больше: неоспорима наша независимость от государственного аппарата. Мы не являемся чиновниками, работающими за определенную зарплату, следовательно, ее у нас никто не отнимет. Для реализации своих целей мы используем любые формы воздействия, которые не запрещены законом. Свободно распространяем информацию о своей деятельности, сотрудничаем с местными СМИ, кроме того, закон прямой нормой позволяет нам формировать общественное мнение. Все вышеперечисленное, особенно в контексте вступления Латвии в ЕС, делает общественную организацию несравненно перспективнее и авторитетнее, и лучшее тому подтверждение – доверие потребителей.

22.07.2004 , 15:35

"Миллион"


Написать комментарий