«ЗаПЧЕЛ» призвал к консолидации

На прошлой неделе сопредседатели «ЗаПЧЕЛ» Татьяна Жданок и Яков Плинер выступили с заявлением о политической консолидации русской общины. Конкретный ответ на это «ЗаПЧЕЛ» ждет от «Центра согласия» и Соцпартии до 1 сентября.

«ЗаПЧЕЛ» предложил другим партиям, и в первую очередь объединению «Центр согласия» (ПНС + «Новый центр») и Соцпартии, делом подтвердить декларации об этническом согласии в обществе и неприятии какой-либо дискриминации этнических меньшинств и принять участие во внесении в Сейм пакета документов о ликвидации массового безгражданства, о придании русскому языку официального статуса и о восстановлении системы образования на русском языке.
Кроме того, этим партиям было предложено принять участие в организации, проведении и финансировании массовой акции в защиту русских школ, которую проведет Штаб защиты русских школ в конце сентября.
Что на это ответят «Центр согласия» и Соцпартия? Не будем предвосхищать их реакцию, официальных ответов осталось ждать не так долго – чуть больше трех недель. Однако не грешно вспомнить, что ПНС и «Новый центр» всегда очень бережно относились к латышскому электорату, боясь утратить их, хоть и небольшую, но все же поддержку. Да и лидер Соцпартии Алфред Рубикс не раз подчеркивал, что его партия защищает интересы людей независимо от их национальности. Так что… Решатся ли лидеры «Центра согласия» и Соцпартии стать под знамена Штаба защиты русских школ, который значительная часть латышской общины считает организацией «нон грата» в Латвии?
Поэтому «Миллион» задал Т. Жданок и Я. Плинеру вопрос:
— Вы призываете «Центр согласия» и Соцпартию к консолидации во имя интересов русской общины. Но реально ли такое? И «Центр согласия», и Соцпартия говорят о себе как о партиях не только русских, но и латышей. Пойдут ли они на риск потерять свой латышский электорат?
«Нам чужого не надо»
Яков ПЛИНЕР: «Во-первых, «ЗаПЧЕЛ» никогда не выступал против Латвии, латышского языка и латышского народа. Во-вторых, те задачи, цели «ЗаПЧЕЛ», за которые перед выборами 8 Сейма голосовали Рубикс, Долгополов и Урбанович, остаются неизменными. Вы говорите, что «ЦС» и Соцпартия защищают две общины. Но никто на латышский язык не нападает. Он не находится под угрозой. На нем говорит более 1,5 млн. человек. Ученые считают: если на языке говорит более миллиона человек, то ему ничто не угрожает. И в нашей партии есть латыши, и какой-то процент латышей голосует за «ЗаПЧЕЛ», таким образом, мы не противопоставляем себя латышской общине. Но кому-то нравится представлять нас радикалами. Это вранье. Пусть наши оппоненты назовут хоть один наш призыв, который направлен против латышей. Такого никогда не было. Мы за этническое согласие. Но, увы, гражданство, язык, сохранение русской школы – все эти вопросы касаются русскоговорящей общины. Именно она в данный момент дискриминирована. И мы честно заявляем, что будем ее защищать. Как парламентским, юридическим путем, так и, если будет нужно, целевыми акциями, методом ненасильственного сопротивления в рамках закона. Ну, например, если на территории самоуправления проживает 20 и более процентов этнического меньшинства, то его родной язык должен быть официальным на этой территории. Таково требование ЕС. У нас в Латвии оно не выполняется. Я считаю, если «ЦС» и Соцпартия будут участвовать в борьбе против дискриминации русскоязычной общины, то этим самым они не должны восстановить против себя латышей. Разве мы в чем-то хотим ущемить латышей? Нам чужого не нужно, а свое не отдадим».
«У нас сил хватит»
Татьяна ЖДАНОК: «Я убеждена, что защита прав русской общины идет на пользу всей Латвии. Знаю, что люди, которые последовательно говорят о дискриминации и необходимости ее преодоления, пользуются уважением и поддержкой здравомыслящих латышей. И среди своих оппонентов пользуются уважением, хотя те оказывают противодействие. Но есть и такие политики, которые хотят усидеть сразу на двух стульях. В русской прессе они говорят, что горой за русских, а в латышской – что за латышей. Эти люди думают, что русские не читают газет на латышском языке. Такая позиция бесчестная и рассчитана на тех, кто совершенно не разбирается в политике и не владеет латышским языком, но таких в Латвии становится все меньше».
— Но какой смысл предлагать руку дружбы тем, кто ее наверняка отвергнет?
— Мы допускаем, что может быть и такая реакция. Поэтому мы сделали свое предложение публично. А если бы начали с ними переговоры, то они просто «замылили» бы этот вопрос, а он не терпит отлагательства. Начинается учебный год — и начинается серия акций. Мы уже в значительной мере продвинулись к нашим целям – я имею в виду противодействие так называемой школьной реформе. Что ж, может быть, «ЗаПЧЕЛ» придется в одиночку продолжать то, что мы начали. Но у нас сил хватит.
Чтобы читатель получил наиболее объективную информацию, «Миллион» решил после комментариев лидеров «ЗаПЧЕЛ» предоставить слово председателю политического объединения «Центр согласия» Сергею ДОЛГОПОЛОВУ и председателю Социалистической партии Латвии Алфреду РУБИКСУ.
«А какова в этом деле
наша роль?»
Сергей ДОЛГОПОЛОВ: «Комментировать в данном случае сложно, т.к. при нормальных, коллегиальных отношениях сначала информируют о намерениях, а потом обращаются через СМИ, но не наоборот. Это во-первых. Во-вторых, если по радио просят о финансировании, то мы что-нибудь похожее можем направить по Интернету.
А если говорить серьезно, то в связи с этим заявлением «ЗаПЧЕЛ» есть вопросы, которые непонятны. Мы будем обсуждать их у себя на правлении объединения «Центр согласия». Дело в том, что «ЗаПЧЕЛ» ставит акцент на те же самые проблемы, по которым уже проходили те же самые акции. И мне непонятно — зачем надо по второму кругу организовывать то же самое, не предлагая ничего нового. Я думаю, что все-таки важен результат, а не процесс. Я понимаю, что дело идет к выборам, что важно показать, как мы громко кричим, как много хотим сделать. Но маленький результат лучше, чем большой крик.
Что касается внесения пакета документов в Сейм, то тут мы полностью «за». Только хотелось бы знать — что это за документы, каким образом они пройдут в Сейм. Мне все это напоминает пиаровскую акцию. А если это так, то какова наша роль в этом деле?»
«Пиарить другие партии
не будем»
Алфред РУБИКС: «Меня удивила сама форма обращения — через печать. Если политики заявляют о серьезных намерениях, то делают это по-другому. Поэтому заявление «ЗаПЧЕЛ» в данном случае мне напоминает пиаровскую кампанию к выборам в Сейм. От нас требуют поддержать русский язык, но Социалистическая партия всегда выступала за то, чтобы в Латвии дети могли получить образование на родном языке. Мы считаем, что жители Латвии должны знать и латышский, и русский язык — это с учетом геополитического положения Латвии. В первой программе нашей партии был записан пункт о придании русскому языку официального статуса, но теперь, когда ратифицирована конвенция о правах нацменьшинств, это уже перестало быть актуальным, т.к. там сказано: в местах компактного проживания нацменьшинства имеют право пользоваться своим языком. Поэтому выступать в защиту одного языка для нас неприемлемо. Мы как политическая партия одинаково защищаем как русских, так и латышей, и другие национальности. в Латвии. Ведь плохо живется всем, а не только представителям одной нации. Мы никогда не становились и не станем на позицию одной национальности.
Для нас неприемлемо способствовать политическим акциям с привлечением к участию в них детей. Мы против того, чтобы дети выходили на улицы и решали политические вопросы. Поэтому для нас неприемлемо собирать деньги на такие акции и пиарить партии, которые их организуют.
Предложение «ЗаПЧЕЛ» мы обсудим на ближайшем заседании бюро и тогда выступим с официальным заявлением по этому поводу».

11.08.2005 , 12:27

Подготовил Борис ЛАВРЕНОВ


Написать комментарий