Первый новый гражданин

Ровно 10 лет назад Кабинет министров утвердил первый список принятых в латвийские граждане через процедуру натурализации. Среди 103 первых натурализованных значится имя президента Ассоциации коммерческих банков Латвии Теодора Тверийонса (на снимке).


Натурализация – как визит к зубному врачу: не хочется, но надо


- Как попали в первый список натурализованных?

- Как-то на юбилее Управления натурализации возглавляющая его г-жа Алдермане представила меня как самого первого натурализованного гражданина Латвии. Чем могу гордиться.

Когда началась натурализация, я немедленно подал заявление. Я по возрасту не подходил под «окна» натурализации, решающим стало гражданство моей жены-латышки. В принципе, я имел возможность автоматически, без сдачи экзаменов, получить гражданство Литвы, но, поскольку я собирался жить с семьей в Латвии, решил, что этот путь не для меня. Я не мог жить в Латвии и не быть ее гражданином.

Плюс чисто прагматическая сторона. Будучи главой ассоциации, мне приходилось много ездить. Отсутствие латвийского гражданства заставляло перед поездками в Лондон ездить за британской визой в Стокгольм или Москву. Получение гражданства устранило все визовые неудобства.

- Ваши ощущения во время сдачи экзаменов?

- С латышским языком проблем не было. Тогда еще не ввели тесты. Сначала была письменная часть, потом собеседование. На собеседовании – хорошо помню! – мне досталась бытовая тема: человек звонит в пункт проката, чтобы договориться о прокате телевизора. Я говорил за клиента, члены комиссии – за работников пункта. На это задание отводилось 10 минут, а я успел стать обладателем телевизора за 20 секунд. Что дальше делать?

И тогда один член комиссии говорит: «Вы – президент банковской ассоциации. Расскажите, как там на самом деле обстоят дела с банком «Балтия»?» Пришлось рассказывать.

Особенно переволновался на экзамене по истории и Сатверсме. Времени на подготовку было мало, а вопросы оказались очень серьезные. Вначале я испугался, даже мелькнула мысль отложить и прийти еще раз. Но собрался, вспомнил студенческие годы и решил рискнуть. С вопросами мне повезло. Первый – о религиозных конфессиях Латвии, второй о том, как принимали Сатверсме. Ну а гимн я знал назубок.

Большое впечатление на меня произвела серьезность всего происходящего с точки зрения организации. Два вуза заканчивал, но более серьезной процедуры сдачи экзамена не встречал. Сначала вытягиваешь конверт, распечатываешь перед комиссией, зачитываешь вопросы, идешь готовиться в особую комнату. А там за столом работник, который следит, чтобы соискатели гражданства не шпаргалили.

- Многие не спешат проходить процедуру натурализации, считая ее несправедливой…

- Этот тот случай, когда все разговоры о справедливости совершенно бессмысленны. Процедура натурализации объективно вытекает из решения о восстановления Первой Латвийской республики. Именно восстановлении того государства, а не учреждении нового. Для тех, кто автоматически не получил гражданство, нужно было ввести некую процедуру его получения. И в этом смысле это было логично и справедливо.

Другой вопрос – какой должна быть эта процедура. Если бы поинтересовались моим мнением, я бы предложил для неграждан, проживших многие годы на территории Латвии, ограничиться одним экзаменом по языку, в содержание которого могли быть включены вопросы по истории и Сатверсме. Хотя в отношении новых мигрантов два экзамена вполне оправданны.

Если говорить о личных ощущениях, то я, приехавший в Латвию в 1966 году, воспринял необходимость сдачи экзаменов с пониманием.

Это как с больным зубом: никому не хочется идти к зубному врачу, но надо сходить и вырвать.

- Что бы вы посоветовали обладателям фиолетовых паспортов с высоты своего опыта?

- У них есть выбор: хочешь – иди, хочешь – нет. Только в случае собственного нежелания или незнания языка не надо качать права.

Роль «компетентных» органов увеличится


По информации главы Управления натурализации Эйжении Алдермане:

рубеж 100 000 натурализованных граждан будет достигнут уже к началу сентября, соответственно в «неграх» остается порядка 432 000 латвийцев;

темп 2004 года (21 297 заявлений) сохранится и в этом (уже подано более 12 000 заявлений), и в следующие два года;

в дальнейшем число граждан будет в основном пополняться за счет регистрации детей, родившихся после 1991 года, и выпускников латышских школ;

рабочая группа минюста разработала изменения к регулирующему натурализацию закону о гражданстве – в связи с ростом международного терроризма значительно увеличится роль «компетентных» органов при натурализации.

11.08.2005 , 11:07

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий