Крутится кто как может

Непонятно, чем зарабатывают на жизнь люди в Екабпилсе, но, судя по новым машинам и строительству коттеджей, народ не бедует.

Вплоть до 1962 года собственно Екабпилсом именовалась наиболее крупная, левобережная, часть города. Однако вместе с восстановлением моста через Даугаву, разрушенного в годы Великой Отечественной войны, неофициальную столицу Селии объединили с правобережным Крустпилсом.

Но и после слияния латвийскому двуединому городу далеко по значимости до Будапешта. Сейчас в Екабпилсе проживают 26 200 жителей (5569 из них — пенсионеры). Город основали как слободу русские плотогоны еще в XVII веке. Правда, с тех пор особых архитектурных памятников на левом берегу не сохранилось. Поэтому туристической меккой город, названный в честь курляндского герцога Якоба, вряд ли станет. Из–за этого Екабпилс живет жизнью, схожей с подобными провинциальными латвийскими городками, которые были когда–то промышленными центрами регионов.

С какой стороны в Екабпилс ни въезжаешь, всюду видны развалины бывших промышленных гигантов. Со стороны Риги это руины сахарной фабрики, построенной в 1932 году и ликвидированной в начале 90–х. Со стороны Резекне — фантасмагория полуразрушенных корпусов так и не достроенного литейного завода. Кстати, его в свое время строили заключенные, отбывающие срок в расположенной поблизости тюрьме. На противоположном берегу Даугавы видны заброшенные строения ЖБК и целого жилого массива на улице Бебру. В кирпичных новостройках так и не получил никто квартиры, строители не успели закончить объект. Прежняя власть кончилась, а при новой ни о каком крупномасштабном жилищном строительстве никто и не помышляет.

Правда, это не означает, что строительства в городе вообще не ведется. Городская дума очень гордится своим новым автовокзалом, который недавно открылся неподалеку от съезда с моста. Да и бум на супермаркеты тоже не обошел город стороной. Почти все латвийские торговые сети застолбили места в Екабпилсе.

И на недостаток посетителей магазинщики не жалуются. В чем же причина, неужели в провинции начался промышленный бум? Со стороны может показаться, что это так. Достаточно обратить внимание на новенькие автомобили, на которых ездят многие горожане, посчитать только что возведенные коттеджи в престижных микрорайонах и заглянуть в питейные заведения, где всегда толпится народ. Так где же работают екабпилсцы?

Владелец небольшого магазинчика на Старой площади жалуется на крайнюю слабость торговли. “Денег у людей нет, — объясняет он. — Пенсионеры пенсию еще получат не скоро, а у прочих зарплаты маленькие”. Вообще местные жители очень любят рассказывать и перечислять список предприятий, работавших в советские времена, и жаловаться на теперешнюю жизнь. Но источники своих доходов они раскрывать не любят. “Кто–то работает на железной дороге, кто–то на гатерах (лесозаготовках. — А. Ф.), — приоткрывает завесу тайны продавщица, — а так каждый крутится как может”.

Согласно данным Екабпилсского центра поддержки предпринимательской деятельности, в городе официально зарегистрированы 1624 фирмы, работающие в различных отраслях народного хозяйства. Конечно, в основном они занимаются торговлей.

А из производственных предприятий функционируют мясной, молочный и хлебокомбинат, фабрики по пошиву трикотажных изделий и детских сумочек типа “кенгуру”, а также различные строительные фирмы. Но в Екабпилсе, как и в прочих латвийских городах, наблюдается явный парадокс: параллельно с высоким официальным уровнем безработицы фирмы не могут набрать людей. Причина понятная, многие только числятся на бирже труда, заодно и подрабатывая где придется.

К тому же в Екабпилсе, как и в других городах Латвии, перспективные работники потянулись за рубеж. “Вот у меня сын Олег уехал в Англию, — рассказывает одна местная жительница, — устроился на работу — кирпичи таскать. Но там он проработал недолго. Из–за того, что Олег чуть–чуть говорит по–английски, его тут же поставили прорабом — наблюдать за такими же латвийцами. Зато зарплата моментально выросла вдвое, плюс добавился бесплатный обед”.

Конечно, проработав хотя бы полгода за границей, по приезде домой такой работник в состоянии купить сносную машину, да и родители уже не бедствуют. Зато, пока молодые поднимают экономику Англии или Ирландии, на родине остаются одни пенсионеры, и ни о каком провинциальном промышленном буме, который из года в год предрекают столичные экономисты, говорить не приходится.

Заброшенные производственные корпуса в лучшем случае используют под склады, а новостроек в промышленном секторе что–то не видно. Активно используется только один ресурс — древесина. Вот и в Екабпилсе за последние годы самые крупные инвестиции (6,06 млн. евро) были потрачены на строительство Парка деревообрабатывающей предпринимательской деятельности, или, говоря простым языком, обыкновенной лесопилки. Более наукоемкими производствами город Екабпилс пока похвастаться не может.

10.08.2005 , 15:25

"Вести вести"


Написать комментарий