«Ревизии гражданства не будет!»

"Тевземцы" в самое ближайшее время внесут в сейм проект изменений в Законе о гражданстве, который предусматривает резко ужесточить требования к претендентам на латвийское подданство.

Свои предложения в Закон о гражданстве передал парламенту и минюст. Значит ли это, что процесс натурализации затормозится и получить гражданство станет крайне трудно? На этот и другие вопросы в интервью “Вести Сегодня” ответила министр юстиции Солвита Аболтиня.

— Г–жа Аболтиня, в последнее время Латвию сотрясают скандалы с судебными исполнителями, трех из них вы недавно освободили от должности — они подозреваются в совершении уголовных преступлений. Что же происходит в системе судебных исполнителей?

— Как известно, трем судебным исполнителям предъявлено обвинение в совершении уголовных преступлений с использованием своего служебного положения. Сейчас готовятся изменения в законе о судебных исполнителях, которые облегчат механизм освобождения от должности тех судебных исполнителей, которые подозреваются в нарушении закона. Судебные исполнители — это государственные должностные лица, и недопустимо, чтобы они продолжали работать в том случае, если на них легла тень подозрений в каких–то нарушениях. Этика требует, чтобы судебные исполнители сами слагали с себя полномочия. По крайней мере, до решения суда по их делу. Конечно, существуют и объективные проблемы в их работе — так, в законе не прописан порядок получения судебными исполнителями вознаграждения за работу, если происходит отчуждение имущества или средств в пользу государства. Но и эта проблема не решается так просто, как представляют себе судебные исполнители. Так, Совет судебных исполнителей сегодня требует выплатить им в качестве возмещения за работу 2,8 миллиона латов, тогда как всего ими было взыскано в пользу государства… 1,6 миллиона латов! Вместо необходимых 6,6 миллиона! Такие требования мы удовлетворить не можем. Нужно все–таки согласовывать интересы судебных исполнителей с интересами государства.

— Что касается всей судебной системы: до сих пор в обществе существует мнение, что судебная система Латвии очень коррумпирована…

— Да, в обществе сложилось такое представление о судебной власти, и я считаю, что сами судьи должны приложить усилия, чтобы изменить настроения в обществе. Они должны разъяснять жителям те или иные решения. Минюстом разработана программа по поддержке системы судебной коммуникации. Программа призвана улучшить связь между судами и средствами массовой информации. Также подготовлены изменения в закон, которые четко определяют, в какой момент журналисты имеют право находиться в зале судебных заседаний, а в какой — нет. Открытость судебной системы — это тоже один из способов улучшить представление в обществе о судьях. Необходимо думать и о том, как постоянно омолаживать судебный корпус. Должен быть принят закон о выслуге лет для судей, это позволило бы служителям Фемиды, достигшим пенсионного возраста, безболезненно оставить свой пост, уступив место более молодым судьям.

— В редакцию в последнее время поступают звонки и письма читателей, встревоженных возможными изменениями в Законе о гражданстве. Они опасаются, что теперь процесс натурализации станет более длительным и сложным. Насколько обоснованны их опасения?

— Прежде всего хочу успокоить тех жителей Латвии, кто уже подал заявление на натурализацию. Латвия — правовое государство, и закону не может быть придана обратная сила. Таким образом, все, кто уже начал процесс натурализации, будут проходить его на основании ныне действующего Закона о гражданстве. Ревизии гражданства не будет! Что же касается возможных изменений, то они действительно нами подготовлены. Эти изменения можно разделить на три блока.

Первый блок — изменения редакционного характера. Закон не открывался уже довольно давно, и за это время произошли существенные изменения — например, поменялись те или иные нормативные акты, на которые имеются ссылки в законе.

Второй блок — это поправки, упрощающие получение гражданства детьми. По ныне действующему закону, ребенок, чьи родители являются негражданами, сначала регистрируется в качестве негражданина. И лишь затем, на основании заявления родителей, его уже автоматически регистрируют в качестве гражданина. Предлагаемые поправки позволяют сразу же после рождения записывать ребенка в граждане, если на то есть заявление родителей. Без заявления все–таки регистрировать ребенка латвийским подданным не стоит. А вдруг потом, достигнув совершеннолетия, он не захочет быть гражданином Латвии? Мы считаем, что вопрос гражданства за ребенка должно решать не государство, а его законные представители — родители. Лишь при отстутствии родителей ребенка будут автоматически регистрировать гражданином Латвии.

И, наконец, третий блок изменений в Законе о гражданстве непосредственно касается процедуры натурализации. Юристы минюста считают, что необходимо смягчить текст клятвы, которую дают натурализующиеся. Сегодня люди должны клясться своей жизнью, что не совсем вписывается в международные стандарты и современное представление о клятве как таковой. Кроме того, клятва претендента на гражданство не может быть более жесткой, чем, например, клятва депутата сейма или судьи. Наверное, стоит сделать все эти клятвы похожими.

Отмечу, что вносятся и изменения, позволяющие отказывать в предоставлении гражданства лицам, которые подозреваются в связях с террористическими организациями. Это, разумеется, продиктовано нынешней ситуацией в мире, сложившейся после 11 сентября 2001 года.

Также назрела необходимость конкретизировать мотивы, по которым претенденту можно отказать в получении гражданства.

— Судя по всему, речь идет о лояльности?

— Да, именно по поводу лояльности, наверное, и стоит ожидать дискуссий как на пленарном заседании сейма, так и на комиссии по Закону о гражданстве. Все–таки мы в минюсте исходим из того, что государство вправе определять критерии для получения гражданства. Необходимо более четко определить права Кабинета министров при решении вопроса о приеме в граждане. Все–таки предоставление гражданства правительством — это политический акт, и министры могут принимать решения по гражданству исходя из своей политической позиции. Так было и в случае с г–ном Петропавловским, когда министры приняли политическое решение вычеркнуть его из списков претендентов на гражданство. Я считаю, что это было законное право правительства. Иначе получается, что Кабинет министров только формально утверждает претендентов, но это ведь абсурд!

— От “тевземцев” звучат предложения и о том, чтобы расширить возможности для лишения людей гражданства. Например, в случае, если, как полагают представители “ТБ”, гражданин Латвии вредит государству.

— Какие бы мотивы ни выдвигались для лишения гражданства, в любом случае решение по этому вопросу в правовом государстве может принимать ТОЛЬКО СУД, а не правительство или сейм. Именно суд должен оценить, насколько обоснованны обвинения в адрес конкретного гражданина.

— До того, как стать министром, вы успели поработать и в парламенте, возглавляли одно время юридическую комиссию сейма. Где работать тяжелее?

— По уровню ответственности, по нагрузкам в правительстве работать на порядок тяжелее, чем в сейме. Иногда даже хочется вновь почувствовать себя депутатом…

— Г–жа Аболтиня, а чем вы занимаетесь в свободное время, есть ли у вас хобби?

— Все свободное время, которое мне удается выкроить, я стараюсь проводить с детьми — моим близняшкам всего 4,5 годика, и, конечно, они хотят побольше бывать с мамой. Нынче мы наблюдаем очень много негативных проявлений в обществе, и нет сомнений, что корни этих бед следует искать в семьях. Поэтому для меня очень важно самой заниматься воспитанием детей.

08.08.2005 , 14:12

"Вести сегодня"


Написать комментарий