Кто останется в Латвии

Недавно родственники пригласили меня на свадьбу. Торжество, вопреки ожиданиям, было немноголюдным. Жених и невеста сокрушались: «Все друзья разъехались по свету! Наше поколение настолько востребовано, что кажется, в стране уже не осталось тридцатилетних». Кто-то добавил: «Да и совсем молодые смотрят на Запад - собираются там работать, учиться, жениться. Кто же останется в Латвии?!» В самом деле - кто?


Молодые люди массово покидают родину. Как удержать дома умные головы?


Тысячи молодых и образованных латвийцев пересекают границы на вполне законных основаниях. Хорошо это или плохо? Что делать родителям – не пущать или, наоборот, всеми силами выталкивать? Но нужны ли там наши дети? И вернутся ли они когда-нибудь? И что для этого уже сегодня должно делать государство?

«Час» задал эти вопросы специалистам в сфере образования.

Умные не пропадут


Владимир Корниенко,руководитель Балтийского молодежного центра, преподаватель физики и математики:

- В Латвии наших детей, особенно русских, не держит ничто, а потому они будут уезжать. И после школы – в чужие вузы, и после вузов – на работу за рубеж. Конечно, жаль: дома жить лучше, легче.

Но нет худа без добра: ситуация, в которую нас загнали, обернулась благом для всех. Мы делаем миру интеллектуальную прививку. Русский ум один из самых гибких, самых развитых умов, выпестованных на земном шаре.

Главное, чем мы можем помочь ребятам, – надо их здесь так обучать, чтобы они потом хорошо устраивались в других странах. Старые преподавательские кадры у нас хорошие, мы должны быть благодарны за них советской системе образования. Только на ней еще лет пятнадцать и продержимся. Поэтому учиться за границей совсем не обязательно, скорее наоборот.

По данным ЮНЕСКО, пару лет назад в рейтинге первое место занимала Сорбонна, второе – Московский госуниверситет. А Кембридж, представьте, шел чуть ли не сотым… У него ведь дутая слава. В Америке двадцать пять процентов выпускников средних школ даже писать не умеют грамотно.

Что касается выбора учебного заведения, то лучше, конечно, идти в государственное. Частные вузы не дали миру ни одного ученого за двести лет! Это тупиковая ветвь, как и тепличные частные школы. Человеку нужна естественная среда, реальный мир, где надо бороться за выживание.

К умным людям у любой нормальной страны интерес вполне искренний. Я почитал евроконституцию: по последним данным, из Германии уехали пятьсот тысяч жителей с высшим образованием. Так вот немцы намерены принять двести шестьдесят тысяч специалистов из Восточной Европы… Наших детей там с руками оторвут. А возвращаться назад они будут лишь после того, как родная страна наконец начнет развиваться.

Латвия способна лишь терять и губить


Владислав Рафальский, депутат Рижской думы от объединения ЗаПЧЕЛ, преподаватель русского языка и литературы:

- Латвийские политики давно и старательно искореняют русскую школу. Сейчас готовится новая реформа образования, которая распространится на всех, включая латышей. Суть ее – упрощение системы знаний, понижение их качества и стандартов.

Я был в Канаде, Америке, Швеции и наблюдал эту систему. Там главное, чтоб человек чувствовал себя комфортно. Это прекрасно, когда учитель не достает ребенка, когда ставка делается на удобство и покой. Но унификация образования оправдана в благополучных странах: ученых там не выращивают, потому что могут купить их в других странах.

То, что нам пытаются навязать (и это пройдет), – очередная авантюра, видимость деятельности. А смысл упрощения образования – в снижении его качества. Думаю, что таким образом намеренно, под заказ, гарантируется наша неконкурентоспособность как европейской окраины. «Заказчик» может быть доволен: латвийское правительство честно выполняет «домашнее задание». Я бы в этом смысле обвинил наше государство в нелояльности к самому себе.

Никаких шансов на европейском рынке труда у большинства наших детей скоро не будет. Ведь наше нынешнее высшее образование никуда не годится.

Теперь его в Латвии получат, кажется, все: подозреваю, что мы чуть ли не первые в мире по количеству вузов на душу населения…

Но ведь в наши учебные заведения больше не поступают – в них идут. А это разные вещи. В мое время слово «академия» ассоциировалось с глубокими знаниями, а теперь студенты в академиях учатся по три дня в неделю, а при этом еще и работают. Царит обман и оглупление.

Латвия способна только терять и губить… По логике, сегодня нам бы самых умных здесь удержать. Сколько у нас победителей олимпиад! Но где они? Поехали продавать мозги. А раз мозгов в стране нет – значит, и благополучия в ней нет и не будет.

Эти умные девушки…


Байба Ривжа, председатель Совета высшего образования Латвии:

- К сожалению, никто в Латвии не ведет статистику отъезжающих молодых людей. Хотя тенденции проследить нетрудно. Те, что отправляются за границу учиться, как правило, и остаются там жить. Девушки обычно выходят замуж. С одной стороны, получается, что мы этих людей теряем. Но есть надежда, что они все-таки вернутся. Причем с накопленным опытом. Думаю, это начнет происходить лет через пять-шесть, когда в Латвии, надеюсь, станет повышаться уровень жизни.

Насколько я знаю, все наши на новых местах скучают и мечтают о возвращении. Латвия в них тоже заинтересована и поэтому должна создавать соответствующие условия.

Нужны специальные государственные программы. Одна из них – по возвращению молодых ученых – уже разрабатывается. Под нее нужны миллионные суммы: чтоб местную науку двигали собственные умы, им нужно платить очень большие деньги.

И вот еще что: через пять-семь лет для человека без диплома в нашей стране просто не будет работы. Мы входим в эпоху массового высшего образования.

Первый его уровень, бакалаврский, станет обязательным минимумом для каждого, кто думает о своем будущем. В европейских странах более пятидесяти процентов молодежи учатся в вузах, и число их постоянно растет.

95 процентов бакалавров в Европе затем идут в магистратуру. А у нас эта цифра в четыре с половиной раза меньше. Это никуда не годится! Да, сегодня наши бакалавры устраиваются неплохо. Но завтра к нам могут приехать специалисты с Запада. Те же девушки, которые начнут возвращаться домой, приедут с мужьями. У мужей есть друзья… И вперед!

В Европе, Америке жизнь устоялась, и начинающему специалисту карьеру там сделать очень трудно. В развивающейся же стране у образованного человека шансов больше.

Пока что нам удается свой рынок ограждать: иностранцы не знают нашего языка, условий и традиций. Но очень может быть, что завтра в Латвии появятся люди «оттуда» – и язык выучат, и за карьеру возьмутся!

08.08.2005 , 11:43

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий