Партий несколько — община одна

Вчера сопредседатели ЗаПЧЕЛ Татьяна Жданок и Яков Плинер выступили с программным заявлением о политической консолидации русской общины. В ходе подготовки к выборам в 9–й сейм они призвали к совместным акциям протеста в защиту неграждан, русского языка и образования "Центр согласия" и Латвийскую социалистическую партию. Конкретный ответ "пчелы" просят дать до 1 сентября.

В Открытом обращении к партиям, получившим голоса русских избирателей на муниципальных выборах 2005 года, правление ЗаПЧЕЛ призывает их — в целях действительно эффективной защиты интересов русской лингвистической общины в будущем сейме — оценить результаты несогласованности действий на прошедших муниципальных выборах и сделать соответствующие выводы. “Пока процесс консолидации ряда политических сил носит исключительно конъюнктурный характер”, — отмечает ЗаПЧЕЛ. И предлагает другим партиям русской общины страны, в первую очередь “Центру согласия” и СПЛ, делом подтвердить свою приверженность русскому делу. А в качестве первого шага — принять участие во внесении в сейм пакета документов, обеспечивающих ликвидацию массового безгражданства, придание официального статуса русскому языку на муниципальном уровне и восстановление системы образования на русском языке.

Кроме этого, ЗаПЧЕЛ предлагает всем партиям, выступающим за искоренение дискриминации, принять участие в финансировании, организации и проведении в конце сентября Штабом защиты русских школ массовой акции прямого действия. “Мы надеемся, что партии, претендующие на голоса русскоязычных избирателей, способны поставить интересы русской общины выше своих корпоративных интересов и наших разногласий”, — говорится в обращении.

 Яков Плинер, предупреждая упреки в “русском шовинизме”, заявил:

— В органах власти и самоуправлений — только 8% нацменьшинств, тогда как в стране их 40%. Насильственная латышизация русской школы осуществляется вопреки мнению 85% тех, к кому она относится. Это месть нашим детям за советское прошлое, в котором многие из правящих хорошо жили. Абсолютное большинство говорящих по–русски лояльно к Латвии, но власти не хотят быть лояльны к нам. Никто и никогда не докажет нам, что эсэсовцы были хорошие ребята, а победители “коричневой чумы” — оккупанты. Мы не приемлем войну в Ираке, нападки на Россию, она является исторической родиной для большинства общины, и все мы переживаем за Россию. Мы никогда не выступали и не выступаем против латышей и латышского языка, против Латвии и осуждаем экстремизм и терроризм в любой форме. Мы будем бороться парламентским, юридическим путем, а если решим — то и ненасильственным сопротивлением в рамках закона.

“Это нормально — иметь несколько партий при общине почти в миллион человек, — считает Татьяна Жданок. — Мы предлагаем реальную помощь тем, чьи голоса получили эти партии на муниципальных выборах. Я надеюсь, что все мы не согласны с ситуацией массового безгражданства, невозможности получения полноценного образования на родном языке и непредставленности в органах власти”.

Можно ли после заявления лидеров ЗаПЧЕЛ говорить о своеобразном “русском пакте”? Скорее всего “большой ЗаПЧЕЛ” из трех партий все же останется в истории — в одну реку нельзя войти дважды. Однако хотя бы “пакт о ненападении” не помешает — ведь в том же Резекне представители конкурирующих на муниципальных выборах партий русской общины уже подписали соответствующее соглашение. В конце концов, чем меньше будет дрязг и разборок, тем более мощными будут массовые акции в защиту прав, общих для всех нас.

05.08.2005 , 14:52

"Вести сегодня"


Написать комментарий