Эксперт: Вопросов по проекту Висагинской АЭС много, они не решены и в самой Литве, и в странах – потенциальных инвесторах

фото atomic-energy.ru
фото atomic-energy.ru

16 июля Сейм Литвы принял решение о проведении консультативного референдума по вопросу строительства Висагинской АЭС. Литва выбрала в качестве поставщика технологии японскую компанию Hitachi, однако концессионное соглашение между правительством Литвы и Hitachi еще не подписано (ранее заявлялось о том, что оно должно быть подписано сторонами до конца июня). Литва также рассчитывает на участие в проекте Латвии, Эстонии и Польши.

"В этой теме надо учитывать несколько аспектов, - отметил директор Института международных отношений (Латвия) Андрис Спрудс. - Латвия еще все-таки находится в процессе обдумывания проекта, который для нашей маленькой страны считается довольно большим - речь идет об одном миллиарде евро инвестиций со стороны Латвии. Позитивная сторона в том, что политические консультации уже были проведены несколько лет назад. В 2006-2007 годах было решено, что необходимо идти на участие в региональном проекте. 

Причем тогда обсуждалось участие и сотрудничество в нем трех стран, включая Польшу. Потому что зависимость от России в плане энергетики воспринималось тогда и сейчас видится как политический и одновременно экономический риск. Поэтому на решение участвовать в проекте строительства АЭС в Литве повлияла политическая воля. При этом с экономической точки зрения, подходы к этому проекту разные и разные калькуляции, которые зависят от множества факторов - например, что будет с АЭС в Калининграде, в Белоруссии, каковы потребности региона вообще. Тут ведь очень много неясностей. Мы сейчас говорим об атомной электростанции, которая начнет работать через 8-10 лет. По большому счету, было рассчитано, что такая станция должна быть конкурентоспособна, при том, что она не самая дешевая, учитывая инвестиции в нее. Через 15 лет они уже будут оплачены".

"Сейчас камень преткновения в том, что раньше было плюсами,- в экономике и политике, где все непросто, - отметил эксперт. - Как я уже говорил, в эту АЭС необходима довольно большая по латвийским стандартам инвестиция. И тут разговор идет и о том, что бы было, если бы этот миллиард евро был потрачен на другой какой-то проект, например, в области зеленой энергетики. С точки зрения политики, мы солидарны с балтийскими странами по многим вопросам, включая вопросы безопасности, стратегического сотрудничества. Но в экономическом плане у нас есть все-таки элемент конкуренции. В принятии решения по инвестициям в Висагинскую АЭС имеет значение и тот факт, что атомная электростанция строится на территории Литвы, которая делала и другие большие проекты. То есть каждая страна думает в экономическом плане о своих интересах. Все это усложняет проект балтийской солидарности и с политических позиций, так как выгода проекта еще не настолько очевидна, чтобы Латвия дала свое окончательное согласие на участие в строительстве этой АЭС".

"Latvenergo считает, что проект будет экономически выгоден, не самым выгодным в регионе, но достаточно выгодным, чтобы цены на электроэнергию нормально конкурировали и могли быть проданы на региональном рынке. Сейчас вопрос стоит не только о латвийском рынке, но и о рынке в целом. Надо учитывать много факторов, которые повлияют в итоге на конечную стоимость электроэнергии с этой АЭС, - пояснил он. - Шансы найти инвесторов под проекты я бы охарактеризовал выражением "50 на 50". Потому что, во-первых, элемент торга уместен. Во-вторых, сегодняшние инвесторы сейчас сосредоточили внимание на Литве, где в октябре будет референдум и парламентские выборы. И если на них выиграет оппозиция, то вопрос стоит о том, что же решит оппозиция. Когда она была у власти, модель инвестиций была другой. Поэтому торопиться никто не хочет, все хотят знать, какое решение примет правительство по этому проекту. Сегодняшнее правительство, коалиция, президент, наверное, хотят назвать этот вопрос уже решенным, чтобы в будущем от проекта уже было сложно отказаться. Референдум - это сигнал не только для Литвы и инвесторов. Если общество решит, что поддерживает этот проект, то это будет иметь значение и на региональном уровне для той же Эстонии. Для этого проекта должны быть использованы дополнительные политические инструменты. Он сам по себе не идет до конца. С другой стороны, референдум поможет поставить точку - участвовать в проекте ВАЭС или нет. Вопросов много, они не решены и в самой Литве, и в странах - потенциальных инвесторах этого проекта. Поэтому решение до сих пор не принято".

 


Написать комментарий