Мы матом не ругаемся, мы разговариваем 4

Споры вокруг вытеснения русского языка из школьных программ, насильственного перевода преподавания многих предметов на латышский язык то утихают, то возникают с новой силой. Акции сопротивления, демонстративно не замечаемые властями, к сожалению, не приносят результатов.

На каком латышском говорят дети – мало кого волнует. Коряво говорят, половину из того, что объясняет учитель, не понимают, теряют интерес к обучению – все это так. Но прислушайтесь, на каком языке чаще всего изъсняются подростки и даже дети. Вряд ли Вы сразу поймете, кто это: русские, белорусы или поляки. Самые употребляемые слова в лексиконе молодых людей – нецензурные, проще говоря, – сплошной мат. Да и латыши не намного отстают, при всей их нелюбви к русскому языку.

Кому не доводилось наблюдать, как пацаны играют в футбол? Слышали, какие слова футболисты употребляют в напряженных ситуациях? То-то же. Причем что интересно: почему-то молодые парни, обращаясь друг к другу, чаще всего называют слово из пяти букв, начинающееся на «б». Странная логика. Хотя вряд ли найдется даже среди учеников младших классов тот, кто знает, что слово это относится исключительно к женщинам, которые вступают в интимные отношения со множеством разных мужчин. Проходишь мимо выпивающих мужиков и слышишь, как через слово они употребляют «бля», хотя говорят не о женщинах. В одном анекдоте немец спрашивает у русского, в каком месте стоит вставлять артикль «бля». Русский отвечает, что желательно после каждого слова. Смысл уже не важен – главное выплеснуть эмоции.
Чем больше народ спивается, тем больше он матерится. Федор Михайлович Достоевский писал: «Известно, что во хмелю первым делом связан и туго ворочается язык во рту, наплыв же мыслей почти удесятиряется. А потому, естественно, требуется, чтобы был отыскан такой язык, который мог бы удовлетворить этим обоим противоположным состояниям. Язык этот уже спокон веку отыскан и принят во всей Руси». Что за язык – уточнять не требуется.
Мат возник очень давно. Есть версия, что занесли его на Русь татаро-могольские завоеватели. Только не виновата в этом «Золотая орда». Вряд ли до этого не знали, как ругнуться, высокоморальные кривичи и родимичи. Татаро-моголы ринулись на Русь в тринадцатом веке. А взять хотя бы сообщение научной конференции, прошедшей в 2001 году в Великом Новгороде. Руководитель археологической экспедиции российский академик Валентин Янин сообщил, что в берестяной грамоте XII века, найденной в Новгороде, археологи обнаружили нецензурные ругательства. Это самый древний русский мат, зафиксированный в письменной форме. Какое именно ругательство обнаружили ученые, широкой публике Янин не сообщил.
Корни матерщины – в языческих заклинаниях неба и земли о хорошем урожае. Когда-то мат был знаком борьбы с громовержцем, роль которого у славян играл бог Перун. Его главные мифологические противники – Змея и Пес. Пес – символ преисподней. И если буквально, то мат – это песий лай, переведенный на человеческий язык. Оттуда и «сукин сын», и «пес смердящий», и прочие ругательства «собачьего» происхождения. Кстати, можно и «змею подколодную» вспомнить.
Языческие обряды часто принимали формы, оскорбляющие нравственность обыкновенного человека. То, что творилось во имя языческих богов, в обыденной жизни сочли бы преступлением. Непотребная и похабная речь была нормой во время языческих празденств.
Новая религия – христианство – в борьбе с язычеством ополчилась и на матерщину. Природа так устроена, что новое до конца не искореняет старое. Так мат не исчез, а стал неофициальной, нецензурной частью русского языка – так сказать, «табу». В первые века христианства он считался преступлением. Мат означает «ругань по матери». Язык матерщинника оскорблял мать, Богородицу и самого Бога. По сути матерщина не просто ругань и стремление одержать верх над противником в «бранной схватке». В каком бы месте речи не вставляли мат, они делают разговор похабным. В трудные минуты человек не молился, а матерился. Это являлось отлучением от Бога, а значит – служением сатане.
Но даже верующие люди мало задумываются о грехе сквернословия. Когда кто-нибудь бросает мимоходом «твою мать», он не имеет в виду ни мать собеседника, ни тем более интимные отношения с ней. Стирается и грань между мужской и женской ненормативной лексикой. Как говорил Жванецкий, футляр со скрипкой в руках и нежный девичий румянец не гарантируют того, что вы не услышите мата, присущего ломовому извозчику. Хотя противно становится, когда милые девчушки горомогласно беседуют исключительно на похабном языке. Так и кажется, что сами они грязные и похотливые.
Матерщина захватывает человека как стихийное явление. То, что мат распространен среди всех жителей бывшего СССР, не фокус. Вовсю матерится Западная Европа. Немудрено – там столько выходцев из Советского Союза. Хотя еще задолго до распада СССР Владимир Высоцкий писал:

Проникновенье наше
По планете
Особенно заметно вдалеке –
В общественном
Парижском туалете
Есть надписи
На русском языке.

Хотелось бы, чтобы «проникновенье наше по планете» было отмечено чем-нибудь более героическим и продуктивным.
Даугавпилсская дума еще в 1999 году приняла Правила № 597, согласно которым за употребление нецензурных выражений положено административное наказание. Если матерится взрослый, штраф может составить 25 латов, если несовершеннолетний, то родителям придется платить до 30 латов. Хотя нельзя не отметить, что эти меры малоэффективны. Все большее количество населения, не стесняясь, употребляет крепкие выражения. Как заметил известный острослов, матом у нас не ругаются, матом разговаривают.
Даугавпилсская дума еще в 1999 году приняла Правила № 597, согласно которым за употребление нецензурных выражений положено административное наказание. Если матерится взрослый, штраф может составить 25 латов, если несовершеннолетний, то родителям придется платить до 30 латов.

04.08.2005 , 11:49

"Миллион"


Написать комментарий

Правила №597 существуют, а кто за этим следит? Полиция? Сколько человек наказано? Хотя бы сколько сделано предупреждений? Ни разу не видела,чтобы кто-то сделал замечание,на Ригас улице встречается молодежь и очень громко,и некрасиво матерятся,в том числе и девушки.

а сейчас молодежь такая. ничего не читает, смотрит ужасники, играет в и-нет-игры, пьет пиво...вот и все

всех ждут на плантациях ирландии! туда им и дорога!

и как Вы думаете их наказывать????

Наше выражение лица



Юрий Алексеев, шеф-редактор «Коммерсант Baltic»

5 августа 2005 14:16 Послать

Сообщить об ошибке

Читать комментарии (39)

Распечатать



Где-то месяц назад встречался я с украинскими коллегами-журналистами. Как и положено, когда встречаются славяне, после третьей рюмки заспорили мы о политике.



Коллеги мои, как и все прогрессивное украинское человечество, оказались глубоко оранжевыми "майданниками". Иные из них даже ночевали прошлой зимой в палатках на оном майдане. А предмет спора был таков: Ющенко и Янукович — "один хрен" или все-таки не один. Не может быть, горячо спорили мои коллеги, чтобы Ющенко был — "хрен". Мы же за него боролись, мы победили! Нас хотели обмануть, а мы — народ, не дали себя обмануть! И потому мы теперь будем жить лучше. А если не лучше, то тогда как же? Признаться, давно я не видал столь просветленных лиц.

Реклама









Спор этот я проиграл. Не в том смысле, что Украина вдруг зажила лучше. И не потому, что не нашел нужных аргументов. Аргументы были: 15 лет современной латвийской истории от наших баррикад (латвийского "майдана") до вступления в Евросоюз дают достаточно веских аргументов. Просто не хотелось вещать эдаким "гостем из будущего", предсказателем. Все равно не поймут. Я бы сам в 1991-м не понял. Тоже, каюсь, был таким же ярым "майданником-баррикадником".



На прошлой неделе с дружественной Украины пришла благая весть. Девятнадцатилетний сынок президента Ющенко попал под прицел прессы за свои необыкновенные даже для Украины денежные траты. Пресса заметила, что в то время, как его с таким трудом победивший отец перебивается на окладе в 5 тыс. долларов, мальчик Андрюша Ющенко заказывает в ресторанах шампанское по 1 000 долларов за бутылку. Стали выяснять источники доходов мальчика. В семье президента некоторое время царило замешательство, а потом появилась версия. Вот такая (читайте внимательно): некий Николай Катеринчук сообщил прессе, что он, Николай Катеринчук лично и безвозмездно передал мальчику Ющенко юридические права на использование в коммерческих целях символики "оранжевой" революции (слово "ТАК!", "подкову", оранжевый цвет и прочее). И, дескать, доходы от использования этой самой символики составляют ни много, ни мало — 100 миллионов долларов. Так что шампанское за 1 тысячу — ничего удивительного. С такими доходами можно и подороже напитки заказывать. Есть еще одна прелестная подробность: этот самый Николай Катеринчук еще полгода назад работал в предвыборном штабе президента Ющенко, ведал "оранжевой символикой". А теперь служит главой государственной налоговой администрации Украины. Вот так надо делать деньги, товарищи! ТАК!



В советские времена был у меня приятель — мент, который работал в транспортной милиции на рижском вокзале. Он мне рассказывал про вокзальных воров. (Кстати, этот вид воров на их жаргоне называется — "майданники". Не смейтесь.) Я, говорил приятель, проходя по вокзалу, обычно вижу, кто там промышляет. Но не всегда. Воры — народ изобретательный, умеют маскироваться. Зато тех граждан, которые через пятнадцать минут будут сидеть у меня в участке и плакать, что у них украли чемодан, я вижу безошибочно. У них такое особое выражение лица. Выражение лица человека, у которого просто нельзя не украсть чемодан. Так вот. Это самое выражение лица, как я понимаю, было у нас в 1991-м на баррикадах. С этим выражением лица мы получали свои приватизационные сертификаты. Именно такое выражение лица было у счастливых вкладчиков банка Балтия. Лица с этим выражением я видел по телевизору, когда показывали репортажи с майдана Незалежнисти. Это выражение лица было у моих украинских коллег, когда они мне рассказывали, про майдан Незалежнисти . С этим выражением лица лучшие представители латвийского народа встречали великого гостя — президента Буша. С таким же выражением лица мы вступали в Евросоюз.



И, мне думается, в СССР — тоже.



Написать комментарий