Никто не хотел рисковать

Подготовка программ по освоению еврофондов идет медленно. Латвия не установила сроков реализации каждой конкретной инициативы. Ответственное за раздачу денег Министерство финансов объясняет отсутствие сроков обычной предосторожностью: якобы спешка может привести к неверному распределению средств, а значит, и к возможным судебным разбирательствам.


Чтобы не было упреков

“Пусть звучит грубо, но это издержки демократии: весь процесс освоения средств европейских структурных фондов не контролирует ни одна инстанция. Происходит делегирование функций по конкретным учреждениям, и каждый отвечает сам за себя”, — рассказал “Телеграфу” на посвященном вопросу привлечения евросредств семинаре заместитель директора департамента фондов ЕС Министерства финансов Александр Антонов, добавив, что не в компетенции Минфина “держать ручку над каждым листом бумаги, который нужно подписать”.

Таким образом, он дал понять, что задача его ведомства не дотошный контроль за участниками разработки и внедрения программ, а необходимость сделать все, чтобы Латвия не потеряла отведенные ей до 2008 года 625 млн. EUR.

“Минфин несет ответственность за то, чтобы, например, 1 января 2009 года по самоуправлениям, госструктурам и бизнесменам разошлось все финансирование. И чтобы не было упреков в наш адрес из-за того, что мы упустили какие-то деньги. Сделали ли мы для этого все? Я уверен, что да”, — считает Антонов.

Такие строгие родители

Несмотря на трогательную заботу о раздаче денег, Министерство финансов само не спешит и другим инстанциям не советует торопиться как можно быстрее запускать программы и объявлять конкурсы. Объяснение этому простое: риск потратить деньги не в соответствии с требованиями Еврокомиссии, да еще и остаться в долгу и платить неустойку. “Есть риск, что траты произойдут не в соответствии с условиями. Если получатель самоуправление или министерство, то придется вернуть деньги обратно в евробюджет, а это очень большой удар по конкретному учреждению. Если же это частный предприниматель, то это уже судебное дело.

И пока оно не разрешено, бюджет страны должен будет заплатить европейской казне компенсацию. Этого риска ни страна, ни большинство потенциальных получателей не заслуживают. Поэтому мы сейчас выступаем в роли строгих родителей, которые ничего не разрешают”, — заявил заместитель директора департамента.

Сроки под грифом “секретно”

Следствие такой осторожности — полное отсутствие сроков реализации программ. “Безусловно, внутренний график был разработан. Были и правила Кабинета министров, регламентирующие, что и когда должно быть сделано. Но потом, видя, что расписание реально не соблюдается, сроки отменили, — рассказывает Антонов, добавив: — Мы не отвечаем за работу всех, поэтому не можем и не хотим вам называть конкретное число, когда, например, по тому или иному направлению кто-то сможет получить деньги”.

Из слов Антонова выходит, что самые большие сложности — в подготовке раздела “Поддержка предпринимательства”. А Латвийское агентство инвестиций и развития (ЛАИР) фактически уже два раза обманывало предпринимателей, называя мифические сроки начала первых конкурсов. Сперва речь шла о марте, потом об июле. Теперь, по информации Минфина, ЛАИР готово приступить к обработке заявлений бизнесменов 1 сентября. Тогда же начнутся первые конкурсы.

На вопрос “Телеграфа”, не чувствуют ли себя чиновники ответственными за то, что уже два раза попусту обнадеживали бизнесменов и это может сказаться на активности и доверии последних, Антонов высказался так: “Да, они могут остаться недовольными. И мы чувствуем свою ответственность за то, что активность бизнесменов падает. Но я не готов извиняться за тот оптимизм, который испытывало ЛАИР. Минфин не выступал за разглашение сроков, особенно в программах для предпринимателей. Поэтому мы и даем не точные, а лишь ориентировочные даты, когда все будет сделано”.

Опыт Европы — сын ошибок

Из ответов Антонова следует, что Латвии помешала основательно подготовиться к процессу получения средств нерасторопность Еврокомиссии. “Я не намерен ее обвинять, но факт налицо: все программы были одобрены в один день для всех стран — в декабре. И только после этого государства могли начинать. Если бы это случилось раньше, то Латвия была бы готова подать свои заявления на первые евро в начале 2004 года”, — заявил он. Тем не менее такие страны, как Венгрия и Эстония, уже вовсю начали осваивать деньги. Однако Антонов не рекомендует оглядываться на другие государства.

И больше обращает внимание на старожилов Евросоюза, которые первую программу использования еврофинансирования уж закончили: у многих были ошибки, и многие государства дорабатывали свои программы на втором этапе.

“Кстати, в работе с графиком мы используем опыт старых участниц союза, который показал, что если сроки будут предложены сверху, то это уже политическая воля. Как хотите, но такого-то числа сдайте работу. Такой подход может сказаться на качестве”, — оправдывается Антонов, в то же самое время признавая, что откладывание запуска первых проектов лишь увеличивает число евроскептиков.

В своей речи чиновник затронул еще одну тему, пока нигде не озвученную. Оказывается, Латвия от Европейской комиссии для Фонда регионального развития и Социального фонда уже получила аванс в размере 10% от причитающейся нам суммы. Это те ресурсы, которые позволят стране компенсировать дефицит софинансирования.


На сегодняшний день подписана лишь малая толика договоров о реализации проектов. Есть соглашение между Министерством сообщений и Центральным агентством финансов и договор об осуществлении инициативы “Развитие автодорог первого сорта” (Европейский фонд регионального развития). В области сельского хозяйства на 15 мая получено 208 заявок, из которых 31 претендовали на финансирование из “Инструмента направления рыбного хозяйства”, а 177 — из Европейского фонда направления и гарантий сельского хозяйства. По социальному фонду и фонду когезии (выравнивания) из-за несогласованности внутренних процедур ни один конкурс не объявлен.

27 июля Кабинет министров должен рассмотреть одобренные госсекретарями вопросы об уплате НДС с полученных из еврофондов средств. Документ под названием “Порядок, в котором предоставляется и проверяется информация о применении НДС в рамках профинансированных из структурных фондов ЕС проектов и принимается решение о включении налога в соответствующие издержки проекта” сказано: ни одна директива не предусматривает особого порядка применения НДС к проектам, проходящим по линии структурных фондов. Однако разработанный Минфином документ устранит этот пробел в международном законодательстве и на уровне Латвии установит, в каких случаях можно будет зачислить НДС в издержки.

20.07.2004 , 20:01

"Телеграф"


Написать комментарий