Что хранится под Екабпилсом?

"Катионит представляет собой сферические зерна от желтоватого до коричневого цвета размером от 0,4 до 1,25 мм. Эти гранулы в воде набухают, но не растворяются. Это неплавкий, не горючий, невзрывоопасный, неядовитый материал. Области применения: водоподготовка, гидрометаллургия, гальванотехника, очистка сточных вод".

Но то, что хранится на складе фирмы “Калве” в волости Салас Екабпилсского района, никак не подходит под эту характеристику: белым порошком, схожим с мукой, завалено огромное помещение, а на этикетках почему–то обозначено “Катионит КБ4”.

Но все по порядку… 1 марта 2002 года директор фирмы Kalve Гунта Варгуле заключила договор, в котором говорилось о том, что Kalve сдает в аренду предприятию MNM половину склада для хранения завезенной из России продукции. Цена — 40 латов в месяц. Первые пять месяцев за арендуемое помещение MNM платило регулярно, но в июле 2002 года представители предприятия исчезли. С тех пор непонятный порошок так и находится на складах фирмы Kalve.

Как обмануть страну…

Интересный факт: договор с директором предприятия Kalve от лица MNM подписал Агрис Крузе. Личность известная, ведь он, по данным Службы государственных доходов, является шестым в списке должников в бюджет страны. Его долг по налогам составляет 1 475 250 латов. 12 сентября 2003 года решением суда фирма MNM признана неплатежеспособной. Ни на одно заседание суда Агрис Крузе не явился, а в отписках, которые он присылал, говорилось, что с 31 декабря 2002 года он уволен из MNM. С конца 2002 года принято решение ликвидировать MNM.

Судя по всему, для Агриса Крузе это не было большим финансовым потрясением. Ведь еще в декабре 2001 года MNM завезла на таможенный склад фирмы Rang, что находится в Риге на улице Уриекстес, глиняный порошок, который, согласно бумагам, был приобретен у предприятия LNP Ventspils. Всего 224 480 килограммов, в декларации была указана его цена 1,96 лата за кг. Но экспертиза установила, что цена этого глиняного порошка завышена в 28 раз (!), то есть его реальная стоимость 0,07 лата за кило и составляет 15 713,60 лата, что на 424 267,40 лата меньше, чем задекларировано. Для чего была задумана эта афера, догадаться несложно: исключительно для того, чтобы вернуть из бюджета налог на добавленную стоимость.

Помимо этого, как рассказала “Вести Сегодня” директор Kalve Гунта Варгуле, на соседний склад в волости Салас фирмой MNM был завезен точно такой же порошок, как и на ее склад, вот только название на этикетках было совершенно другое: не “Катионит”, а “Политетрафторэтилен”, который производится на ОАО “Галоген” в Перми. Согласно химическому словарю, “политетрафторэтилен — это синтетический полимер; твердый белый продукт; получается полимеризацией тетрафторэтилена; выпускается во многих странах под различными названиями (фторопласт–4, тефлон и др.); применяется для получения электроизоляционных изделий, тонкостенных труб, оболочек кабеля, а в виде водной суспензии — для нанесения покрытий и как пропиточный состав”. Помимо прочего, это вещество применяется для изготовления протезов кровеносных сосудов, сердечных клапанов, емкостей для хранения крови и сыворотки, упаковки для лекарств и др.

Сам собой напрашивается вывод, что непонятный порошок был завезен сразу на несколько складов, а нужен он был исключительно для того, чтобы поиметь с государства определенную сумму денег. Уголовное дело было возбуждено на основании нескольких заявлений администратора MNM Валдиса Фрейманиса. Но Агрис Крузе продолжает хозяйственную деятельность. Например, по словам Гунты Варгуле, некоторое время назад он приобрел хлебопекарню в Екабпилсе на крустпилсской стороне, но вскоре ее закрыл. Переехал в Салас, где у него офис. Чем занимается, непонятно, но какое–то время назад у него был таможенный склад, который, проработав совсем недолго, таинственным образом сгорел.

Ничейный порошок

“Сначала я не знала, что Агрис Крузе живет в Екабпилсе, — рассказывает “Вести Сегодня” директор Kalve Гунта Варгуле, — я думала, что если груз есть, его владельцы никуда не пропадут. Но шло время, а от них ни слуху ни духу. Потом в газете прочитала, что Крузе купил хлебокомбинат. Нашла его, встретились, он пообещал оплатить долг и забрать груз. Опять жду… Так за его обещаниями прошел год, полтора, потом увидела его в нашем Саласском самоуправлении, он у юриста в кабинете сидел. Опять спросила: мол, когда вы свой груз заберете? Он ничего не ответил. Я обращалась в самоуправление, мне ответили, что это не их дело. Написала еще раз, после чего вызвали меня и Крузе. И он вдруг заявил, дескать, докажите, что это мой груз, у вас же нет никаких документов. Ну я и поняла, что с ним бесполезно разговаривать. Поэтому я обратилась в полицию, в Генеральную прокуратуру, в региональное управление среды, в агентство по неплатежеспособности… Отовсюду приходят ответы, в которых говорится о том, что подобные споры не в их компетенции. Что мне делать, я уже и не представляю".

А вдруг сибирская язва?

Просьбу разобраться с грузом неизвестного порошка Гунта Варгуле отправила и администратору MNM Валдису Фрейманису. И он прислал длинное письмо, где во всех бедах обвинил хозяйку склада. Упрекнул, что, мол, два года она не обращалась в компетентные организации (экономическую полицию, финансовую полицию, управление уголовных расследований Латвийской таможни, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией и т. д.). Удивился, что вся Латвия знает об Агрисе Крузе как о самом крупном должнике перед бюджетом, а Гунта Варгуле об этом не ведает. И один из самых главных моментов: на складе Kalve долгое время хранится какой–то порошок, известь, катионит или кокаин, а в распоряжении директора Kalve нет никаких документов, подтверждающих его легальное, неконтрабандное происхождение. Кроме того, нет документов, свидетельствующих, кому на самом деле принадлежит груз. И поэтому администратор тоже ничего поделать не может.

Единственное, что в его силах, это дать совет: отвезти порошок во все инстанции, которые отказали в помощи, и пометить мешки надписью “Радиоактивно”, сообщить сотрудникам Бюро по борьбе с наркотиками о том, что на складе хранится огромный груз кокаина. Но признает, что это шутка, хотя Гунте Варгуле не до шуток. Ей ничего не остается делать, как последовать этим советам. Удивляет только бездействие компетентных органов, ведь действительно порошок непонятный, на катионит не похож, а что это на самом деле, никто не знает. А вдруг волость Салас, да и сам Екабпилс сидят на пороховой бочке? И этот белый порошок окажется не чем иным, как спорами сибирской язвы? Гунте Варгуле впору обратиться в ФБР, уж те ребята равнодушными к ее жалобам не останутся…

03.08.2005 , 14:38

"Вести сегодня"


Написать комментарий