Учитель по заказу

Студия Gilde выпустила новый документальный фильм «Домашний учитель» ( Mвjskolotajs). Сорежиссер и главный герой фильма - Талис Маргевич, известный документалист, в новую эпоху малокартинья подрабатывавший на жизнь приходящим домашним учителем.


По заказу интеграционных фондов снят очередной сладенький фильм о дружбе народов


Быть одновременно действующим лицом и режиссером весьма непростая штука, поэтому фильму понадобился свежий глаз. Им стал режиссер и оператор Ромуальд Пипарс. Задействован и второй оператор – Олег Котович.

Свою работу Маргевич вел в рамках государственной программы помощи подросткам, учащимся не в школе, а дома. (Кстати, в нашем государстве предусмотрено немало хорошего, но только чиновники почему-то не склонны информировать людей о возможности получить ту или иную помощь. – Авт. )

Причины сидеть дома у каждого свои: один мальчик явно болен, другая девочка нянчит своего уже второго младенца, красавица цыганочка – непонятно почему. Все это ребята не коренной национальности, и Талис учит их на латышском. Только один мальчик латыш – он как раз учится говорить по-русски. Разные люди – разные судьбы.

Кроме учеников Маргевича в фильме с симпатией показаны и студенты, которые занимаются у дочери Талиса, преподавательницы ЛУ. Они тоже не латыши – русские, азербайджанец… Главная мысль фильма: все они хорошие, и давайте жить дружно.

Но вот беда: живут рядом с нами политики-запчеловцы, которые мутят воду и не дают инородцам спокойно пожинать благие плоды образовательной реформы. Кстати, о сути этой реформы в фильме толком не рассказывается.

Что ж, чисто по-человечески авторов можно понять. Они творчески несвободны – фильм-то снимался на деньги Фонда культуркапитала и Фонда общественной интеграции, где тон во многом задает Сол Букинголтс, хоть и нештатный, но советник президента.

Хочешь не хочешь, а сделать книксен в их сторону надо. И вот появляются на экране «другие» русские школьники – неразумные, выступающие против реформы…

Интересно, что «главный экстремист» Плинер прямо в кадре говорит: «Считаю, что латышский язык должны знать все». Но углубляться в это признание авторы не хотят и вопрос, «какими методами изучать язык», оставляют за кадром.

Попытка авторов усидеть на двух стульях тем не менее приводит не к размытой, а к совершенно четкой позиции: мы тут все хорошие, а смутьяны Плинер и Жданок морочат голову молодежи и подрывают, понимаешь, устои. Что же делать? Да к ногтю их!

Вслух это не сказано, но выглядит столь очевидным, что не удивительно, что после просмотра ко мне подошла бывшая коллега по Рижской киностудии, нынче латышская поэтесса, и, ужаснувшись факту моей работы в «Часе», заявила: «Терпеть не могу Плинера… и политиков».

Понимания она, естественно, не обнаружила, ибо услышала в ответ, что я точно так же терпеть не могу крайне правых. Но факт знаменателен своей наглядностью: Плинер – враг, а «мы» – хорошие. Это все, что вынес из фильма в общем-то не правых взглядов человек. Впрочем, это наглядно показывает уровень так называемой латышской интеллигенции, у которой мы порой тщетно пытаемся найти понимание своих проблем.

Вспомнилось мне, что опытный киномастер Талис Маргевич делал в советское время человечные фильмы, где изнанка советского строя открыто читалась зрителем, потому что без нажима, но явственно стояла за судьбами персонажей. Тогда позиция автора была достойной, она опиралась на НЕангажированность, отстраненность от власти. Сейчас приставка «не», к сожалению, потерялась.

Нынешняя власть крепко держит творцов за шкирку.

«Домашний учитель» Талис Маргевич рассказывает в фильме, как на него в молодости повлияла поэзия Пушкина и как он, аки Руслан, женился на русской девушке Людмиле. Трогательный факт! Но женился он в советское время, когда браки с русскими приветствовались. Тогда это лишь усиливало, а не ослабляло позиции молодого латышского коммуниста.

Нет, не смею сомневаться в искренности их чувств. Но поневоле задумываюсь: а как было бы сейчас? Ведь по нынешним меркам Талис полюбил «врага»…

Голый факт, выдернутый из политических реалий времени, может говорить об одном, а погруженный в реальность – совсем о другом. Но если уж ты опускаешь в лирической истории с женой политическую подоплеку, то опускай ее и в остальном – от этого документальная лента только выиграет.

Пусть остается только любовь латыша Талиса и русской Людмилы, пусть остаются дети разных народов, вместе с латышским учителем жарящие латвийские колбаски на объединяющем латвийском костерке (чисто киношный ход, но такой лирико-позитивный).

А так получается, что дружно жить нам мешает только Плинер… Далеко от жизни, господа…

Штаб обещает протесты


Штаб защиты русских школ планирует в сентябре провести очередную массовую акцию протеста против перевода школ национальных меньшинств преимущественно на латышский язык обучения, сообщил BNS депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ  Яков Плинер.

- Возможно, в середине или третьей декаде сентября будет проведено одно массовое мероприятие, – сказал Плинер, выразив уверенность, что предыдущие акции протеста против реформы были плодотворными, так как сейчас министерство образования и науки «притворяется, что требования выполняются, а школы притворяются, что выполняют».

Своим успехом штабисты считают указание Конституционного суда на то, что в стране пока недостаточно контролируется уровень знаний.

- Мы по-прежнему считаем, что реформа вредна для Латвии, – сказал Плинер.

Ирина ОСИНСКАЯ.

03.08.2005 , 11:09

chas-daily.com


Написать комментарий