Врачи на экспорт

По количеству студентов наша страна, кажется, обогнала пол-Европы. Только в прошлом году дипломы получили 26 тысяч выпускников латвийских вузов. Но почти 1500 юных специалистов работы не нашли, а еще столько же устроились совсем не по той специальности, что записана в их дипломах. Получается, почти 12 процентов студентов зря учились - или не тому?


На свои деньги Латвия готовит кадры для богатой Европы

Поток иностранных инвестиций в этом году обмелел едва ли не на четверть по сравнению с прошлогодним. И среди других причин инвесторы называют как главную растущую нехватку специалистов в сочетании с утечкой мозгов.

Наши строители уже не удовлетворяют требованиям инвестора – квалификация низкая, хотя плюсом Латвии всегда считалось наличие якобы квалифицированных кадров. Глава правления Latvijas Valsts ceпi Талис Страуме подтверждает: даже если случится чудо и в ближайшие восемь лет Латвия получит 660- 800 миллионов латов на приведение в порядок 1600 км только главных автомагистралей, строить и ремонтировать их будет некому – отрасль уже сейчас испытывает недостаток профессионалов-дорожников. А кроме главных, есть еще и почти 7000 км второстепенных дорог. Есть такая профессия – дорожный мастер, вот только мастеров нет.

Министерство здоровья как-то заявило, что если нынешняя ситуация сохранится, через пяток лет в больницах и поликлиниках работать некому будет – медперсонал стареет, а замены нет. Это при том, что только университет им. П. Страдыня ежегодно принимает на разные факультеты до полутысячи абитуриентов.

Учителей в школах тоже не хватает, и никто не знает, сколько их потребуется завтра или через пять лет. Это означает, что в стране нет государственной программы подготовки специалистов, министерство образования не знает, в каких сферах и сколько специалистов с высшим или профессиональным образованием потребуется отраслям производства, и нет госзаказов на их подготовку. Дескать, рынок сам сформирует систему.

Но система образования слишком медленно подстраивается под постоянно меняющиеся условия рынка труда. Сегодня редкий латвийский вуз не готовит специалистов информационных технологий, экономистов, юристов, психологов, «пиарщиков» да «специалистов по общественным отношениям». Позиция многих вузов проста: предлагаемые программы – модные, обучение по ним – платное, каждый абитуриент выбирает что хочет.

Каждый вуз сам определяет, на какие специальности и сколько абитуриентов принимать. Естественно, на внебюджетные места. Не дешевые, кстати, для студента. Бюджетные же весьма недешево обходятся государству.

И вот парадокс: ежегодно затрачивая огромные деньги на финансирование 200 бюджетных мест только на медицинском факультете университета им. П. Страдыня, страна испытывает дефицит врачей. Зато специалистов с рижскими дипломами легко встретить в клиниках Англии, Ирландии, Норвегии, через пару лет для них откроются Швеция, Дания и еще некоторые страны ЕС. Утечка мозгов никого не волнует, рассуждают об этом с гордостью.

Приятно, конечно, что наши специалисты конкурентоспособны. Но позволительна ли такая расточительность для совсем небогатой Латвии – готовить кадры для «дяди»? И уезжают подчас не потому, что там получают за свою работу на порядок больше, но и потому, что не могут здесь найти работу по специальностям. Даже после учебы на бюджетных местах.

Кто-то, конечно, устраивается в банки и прочие коммерческие структуры. Вот только почему государство должно готовить для них кадры?

Непонятно и то, почему будущие стоматологи и фармацевты – явно коммерческие профессии – могут постигать науки за государственный счет, а будущие социальные работники, которые будут получать зарплату из бюджета, – за 450- 550 латов из собственного, точнее – родительского кармана.

В Финляндии бесплатного высшего образования нет. Там студенты бьются за государственные кредиты на обучение – ведь госкредит гарантирует работу. Все просто. Раз государство заинтересовано в возврате кредита, оно поможет с трудоустройством.

А если молодой специалист поедет работать туда, куда посчитает нужным государство – в сельскую школу, в отдаленную больницу, на строительство дорог или лесоустройство в отдаленной Лапландии, – и проработает там определенный срок, кредит и погашать не придется.

Ему могут предложить место и в среднем бизнесе в тех отраслях, в развитии которых государство заинтересовано, – в деревообработке, пищевой промышленности и пр. Государство оплачивает и студенческую практику. Так и исполняется госзаказ на специалистов.

В нашей же стране, увы, не разработано ни административных, ни нормативных мероприятий, предусматривающих обеспечение практики студентов по специальностям, наиболее востребованным на рынке труда. Сейчас предприниматели сами решают эту проблему – брать или не брать практиканта. Крупные предприятия могут себе такое позволить – довести до кондиции нужного специалиста, у средних, тем более у мелких, денег на это просто нет. Ну чем не государственная забота?

…В эти дни вчерашние школьники толпятся в приемных комиссиях институтов, университетов, высших школ и академий. И мало кто из них знает, где он будет работать через четыре года, потому что не знает, востребована ли выбранная им специальность на рынке труда в родном государстве.

А родное государство даже не удосужилось составить перечень профессий, которые потребуются ему через три, пять, десять лет в экономических отраслях – в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском и лесном хозяйствах, сколько нужно будет врачей и учителей, сколько юристов, психологов или социальных работников.

Сколько об этом говорят, а воз и ныне там…

01.08.2005 , 11:37

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий