Авторынок: цены не идут

Участвуют ли новые автомобили в гонке инфляции?

В ценовой гонке последнего года есть свои лидеры и отстающие. Как ведут себя на фоне всеобщей инфляции легковые автомобили? Этим вопросом задался Телеграф, опросив участников рынка и сверившись с данными статистики.



Да здравствует конкуренция!
По данным ЦСУ, с мая 2004 по июнь 2005 года средняя цена автомобиля у нас поднялась на 7,1%. Однако реальное подорожание оказалось значительно меньше. Как объяснил Телеграфу специалист ЦСУ по связям с общественностью Алдис Броканс, так как большая часть новых машин и практически все старые продаются за евро, а изменения цен рассчитываются в латах, то львиная доля этого скачка цен объясняется изменениями курса лата к евро. Курс этот во второй половине прошлого года менялся не в пользу нашей валюты.
Президент Ассоциации полномочных торговцев автомобилями Агрис Станевич также подтвердил Телеграфу, что за прошедший год стоимость авто выросла на незначительные 1,5-1,9%. Именно на такую величину подняли цену производители, и это касается не только Латвии, но и всей Европы. Кроме того, действует директива ЕС, благодаря которой доналоговые цены на автомобиль не могут различаться в разных странах содружества более чем на 5%. Раньше эта разница могла составлять 20—25%. То есть жителям самого богатого в ЕС Люксембурга и беднейшей Латвии новые авто поставляются по одинаковым ценам.
Станевич не прогнозирует стремительного роста цен и в дальнейшем. Более того, с 1 октября в ЕС вступают в силу новые правила, когда любой предприниматель, способный выполнить ряд условий производителя, сможет покупать у него машины напрямую, минуя дилеров, и продавать их в любой стране ЕС. Это может еще больше обострить конкуренцию. Хотя, по словам главы ассоциации, наш рынок достаточно плотно забит и новички не будут здесь чувствовать себя вольготно. Даже если это будут крупные фирмы с опытом работы.
Судя по всему, именно конкуренция не позволяет ценам на легковой транспорт ползти вверх. Например, не произошло ожидавшегося подорожания на 10% японских, корейских и американских машин в связи с применением к ним ввозной пошлины как к товару из третьих стран. Где-то снизили цены сами производители, где-то дилеры урезали свою прибыль. В результате, в отличие от рынка продовольствия и горючего, в автоотрасли драматического роста цен пока не наблюдалось.
Это подтверждают и представители дилеров, опрошенные Телеграфом (см. комментарии). Практически только одна популярная марка в прошлом году подтянулась в цене сразу на 15%. Это Opel. Однако и здесь дело вовсе не в ЕС, а в том, что если раньше наши дилеры торговали напрямую с заводом в Руссельхайме, то теперь владелец Opel концерн General Motors обязал всех работать с единым импортером.




Кстати


В рамках этой статьи мы говорим о короткой ретроспективе. Однако если заглянуть в историю поглубже, то можно обнаружить более ощутимый рост. Один из читателей Телеграфа нашел в своем архиве старые вырезки с ценами на авто. Так, в 1994 г. новый автомобиль Volvo 940 стоил 19 000 USD. Сегодня его аналог S80 обойдется вам начиная от 20 000, но уже в латах. А Audi A6, причем Quattro, в 1997 г. стоил 12 000 Ls. Сейчас — более 38 000 EUR.


 


Хорошо забытое старое?
Как ни парадоксально, но в прошлом году цены на автомобильный сэконд-хэнд росли резвее, чем на новые авто. Председатель правления Tirgus Rumbula Владимир Луговский объяснил это Телеграфу тем, что машины стали покупаться и продаваться в евро, а не в более “легковесных” долларах. При этом абсолютные цифры перед евро и долларом не изменились — раньше “мусорник” стоил 1000 USD, а теперь продается за 1000 EUR, что в пересчете составляет около 1200 USD.
Кроме того, с 300 до 400 EUR выросла стоимость доставки одной машины трейлером. Раньше, если фирма покупала машины оптом в той же Германии, ей возвращался НДС, так как мы были за границей. Теперь, понятно, этот бонус испарился.
Меняются предпочтения водителей. Благодаря привлекательным условиям лизинга, все больше потенциальных покупателей выбирают новую технику. Так, по расчетам Луговского, если в прошлом году за неделю с рынка уходило по 150 машин, то теперь вполовину меньше.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что суровая конкуренция не дает новым легковушкам сильно поправляться в цене. Однако если стоимость самого “железа” не растет чересчур быстро, то, скажем так, “добавленная стоимость” автомобиля ощутимо бьет по карману его владельца. Речь идет о следующих “побочных” факторах: за год на 50% подорожало топливо, на 30% — обязательное страхование ОСТА (да и КАСКО выросло в цене), увеличились штрафы. Все это и прочие факторы постепенно превращают средство передвижения в предмет роскоши.




Комментарии


Почему дорожают машины?



  • Наталья МУРАШОВА, руководитель отдела продаж Volvo компании Musa motors:
    — Шведские машины после расширения ЕС подорожали на 5-7%. Однако если раньше они шли к нам в более бедной восточно-европейской комплектации, то теперь здесь присутствуют все “навороты”. Так что реального подорожания опять не случилось. Кроме того, все без исключения автопроизводители раз или два в год проводят коррекцию цен на 1-2% в сторону увеличения. Здесь играют роль поставки комплектующих, стоимость рабочей силы и т.д.

  • Янис ПОРМАЛИС, директор дилера Nissan — фирмы Motorcentrs:
    — Любая новая модель дороже старой. К тому же теперь все машины, продаваемые в салоне, оснащены богатой стандартной комплектацией, особенно по части активной и пассивной безопасности. Раньше все это предлагалась за дополнительные деньги, а теперь входит в начальную цену автомобиля.

  • Роман ВЕЛИКАНОВ, коммерческий директор Partner Motors:
    — Автомобили Subaru продаются по рекомендованным производителями ценам, и заметного изменения цен здесь не было. А если и были, то их стараются компенсировать дополнительным комплектом резины, сигнализацией и т.п. Более того, стоимость сервиса и запчастей у дилера даже снизилась.

29.07.2005 , 10:13

Телеграф


Написать комментарий