Тернистый путь к звездам

В конце прошлой недели в центре Риги сотрудники государственной полиции задержали эстонского туриста, пытавшегося забраться на памятник Свободы. В момент задержания турист уже вскарабкался на скульптурную группу в цокольном этаже памятника, и дальше его путь лежал к трем звездам, которые в вытянутых руках держит Милда


Сахар с горчинкой

Реклама

В конечном итоге эстонскому альпинисту не удалось добраться до наших звезд. Зато Европейская комиссия наконец благополучно добралась до нашего сахара. Точнее, до всей сахарной отрасли. Снижение европейских цен на сахарную свеклу скорее всего приведет к ликвидации в Латвии этой отрасли как таковой. Что представляется процессом вполне закономерным. С какого такого патриотизма, скажите, мы должны платить за латвийский сахар на треть дороже, чем он стоит в других странах ЕС? При существующем порядке ценообразования есть только два выхода — либо государство с помощью налоговой политики создает условия, при которых наш сахар становится конкурентноспособным по цене, либо сами работающие в отрасли оптимизируют производственные расходы, добиваясь того же результата. Третий выход, как уже говорилось в начале, предусматривает ликвидацию отрасли. Что, разумеется, прибавит социальное напряжение, повысит уровень безработицы — особенно в селе, где он и без того, высок, и создаст лишнюю головную боль правительству. Но, похоже, последний вариант все же кажется самым вероятным. Ведь с таким же успехом и при невероятных издержках в Латвии можно выращивать бананы, ананасы и разную прочую смоковницу. А потом пикетировать напротив Кабинета министров по поводу того, что в магазинах эта же экзотика в импортном исполнении продается намного дешевле. Жаль только, что подобная практика снижения-выравнивания цен не распространяется на многие другие сегменты товаров, например, на нефтепродукты. Там действует гласная и негласная ценовая монополия, пробить которую не под силу ни еврокомиссарам, ни Всемирной торговой организации, ни Айнарсу Шлесерсу, обещания которого навести порядок на латвийском рынке горючего, так и остались обещаниями.

Горе от ненависти

Антагонист всего советского и яростный критик общественного строя, при котором он сам так толком и не пожил Райвис Дзинтарс таки пал жертвой советского строя. Вернее, не самого строя, а его символики в виде красного флага с серпом и молотом. А если быть совсем точным, Дзинтарс стал жертовой собственной ненависти. Во время очередной акции протеста возле посольства России лидер радикальной организации Visu Latvijai! публично сжег флаг СССР. И попал под статью. Никак не за осквернение символики не существующей страны. Дзинтарс попал под суровый латвийский закон, запрещающий использование символики СССР в любых целях, даже для надругательства над этой символикой. Нарушение упомянутого закона карается в административном порядке и наказанием за нее может быть денежный штраф до 200 латов. Правда, практика показывает, что наш самый гуманный в мире по отношению к разжигателям межнациональной розни суд в таких случаях превосходит сам себя. Это неоднократно доказывали приговоры Гарде, его “девушкам” и многим другим политикам, сколотившим политический капитал на идеях национального радикализма. До сих пор звезды были к ним благосклонны.

Интересы и ценности

Однако то, что могут себе позволить “звездные мальчики”, совсем неуклюже смотрится в исполнении серьезных государственных мужей. Потому заявление министра иностранных дел Артиса Пабрикса о том, что к началу будущего года его министерство совместно с Институтом Европы планирует начать разработку стратегии “Латвия в Европейском Союзе”, слегка шокировало общественность. Это в конце-то второго года нашего пребывания в ЕС! А как, спрашивается, мы до сих пор там пребывали? Оказывается, без какой-либо на то цели. Министр чистосердечно признался, что до сих пор у Латвии была только одна цель: во что бы не стало вступить в Евросоюз. А теперь, когда она достигнута, причем большой кровью, можно начинать думать, чего же мы хотим достичь внутри этого союза. Приблизительно так Пабрикс и сказал — мол, “теперь нужно понять, что нам здесь нужно”. Правда, Бюро Европейских дел поспешило уточнить, что еще в прошлом году приступило к подготовке стратегии, что весь объем работы включает в себе семь этапов, и что сейчас — с июля по сентябрь — проходит этап определения национальных ценностей и интересов Латвии в ЕС. Вполне вероятно, что этот этап может завершиться досрочно — ведь Райвис Дзинтарс своими пусть порой и спорными по отношению к закону, но тем не менее наглядными действиями эти интересы и ценности уже определил.

Радикалов потянуло на экзотику

Что же касается министерства иностранных дел, то оно работает, не покладая рук несмотря на жару и время отпусков. Так, чиновники министерства посчитали, что сегодня за границей проживают 211 тысяч латышей. Половина из них в Америке, чем и объясняется сильное американское лобби в латвийских структурах власти. Правда, скоро у проживающих в других странах латышей могут возникнуть нешуточные проблемы. Дело в том, что в последнее время в Латвии увеличилось количество конфликтов на этнической почве. Если раньше этническая неприязнь выражалась в основном в отношении русскоязычного населения, то с недавних пор эти проявления носят более экзотический характер. Их жертвами уже стали индусы, турки, африканцы, а неделю назад пострадал и некий сотрудник американского посольства. В ответ на что США сделали резкое заявление и пропечатала статью о латышских нравах в крупных американских СМИ. Если дипломатический принцип зеркальности найдет свое отражение и в народной дипломатии, то зарубежным латышам придется туго. А приехавшие сюда эстонцы и прочие обиженные иностранцы в знак протеста все чаще станут штурмовать Памятник свободы. И может, даже водрузят на нем флаг какого нибудь существующего, а то и не существующего государства.

28.07.2005 , 15:47

MK Латвия


Темы: ,
Написать комментарий