«Только из нашего отдела ушли 15 человек…"

На начало июля из правоохранительных органов Латвии уволились 339 человек. Много это или мало? Для кого как: например, министр внутренних дел Эрикс Екабсонс наверняка ответил бы, что это очень много, а премьер–министр усмехнулся бы такой мелочи. Ведь назвал же абсурдом Айгарс Калвитис заявление министра ВД о повышении зарплаты стражам порядка и ультимативно заверил, что в ближайшее время прибавки не будет


На данный момент в госполиции 9899 штатных единиц, недокомплект — 791 человек. Он будет увеличиваться, если такими темпами бывшие полицейские будут уходить в частные структуры и уезжать на заработки в популярные ныне Ирландию и Великобританию.

А в последнее время народ принялся осваивать на предмет заработков также Исландию и Норвегию. Плюс ко всему, каждый год наша Академия полиции испытывает постоянный некомплект. Не идут молодые люди в полицию, не хотят, а ответ простой: мало платят.

“Вести Сегодня” встретилась с одним из таких вот бывших полицейских, который уволился буквально в середине июля. Молодой, здоровый парень, таким только и стоять на страже закона, но он откликнулся на предложение одной фирмы и не жалеет. А чего жалеть, если зарплата, которую ему обещают даже во время трехмесячного испытательного срока, в два раза больше того “госпособия”, которое он получал на страже общественного порядка. Он пожелал остаться анонимным, назовем его Н. — Я приехал в Ригу в 2000 году из провинциального городка сразу после окончания средней школы — с твердым желанием поступить в Академию полиции, — начал свой рассказ Н. — Поступил, начал учиться. Но через два года понял, что на родительской шее сидеть больше не могу и пора зарабатывать самому. Поэтому и устроился в один из рижских отделов полиции. Стал участковым, надел форму. Занимался различными делами: о семейных ссорах, мошенничестве, подделке документов и т. д. Нравилось ли? Еще как! В это же время перевелся на заочное отделение Академии полиции…

— Какой у тебя тогда была зарплата?

— Я начал работать в полиции в феврале 2002 года, тогда я получал около 130 латов. Конечно, было маловато, но я верил, что ситуация улучшится. Примерно через год так и случилось: во времена министра внутренних дел Мариса Гулбиса полицейским подняли зарплату, и я стал получать порядка 180 латов.

Это вместе с доплатами за три–четыре ночных дежурства, за каждое из них я получал 1,30 лата. Плюс ко всему, устроился халтурить в охранную фирму, получал примерно столько же. В принципе, можно было жить.

— Ой ли, две работы, здоровья тебе надолго хватило бы?

— Об этом я тогда не думал. Встретил девушку, начали вместе жить, уже готовились к свадьбе. Но вдруг я стал замечать, что ее отношение ко мне меняется. Она стала раздражительной, начали часто ссориться и в конце концов разошлись. И только намного позже, когда мы случайно встретились на улице, она рассказала, что на самом деле произошло, и я понял, что все дело во мне.

— Неужели это связано с работой в полиции?

— Напрямую. Ведь я для того, чтобы заработать деньги, дабы заплатить за съемную квартиру да и просто нормально жить, а не существовать, почти не появлялся дома. Представь, работаешь в охране до 7 часов утра, потом быстро домой, на ходу что–то перехватишь — и опять на работу, разбираться с преступниками, бомжами, заявлениями. Вечером домой, злой, угрюмый, негативная энергия, накопленная за день, выплескивается на близкого человека.

Ругани не было, просто жизнь на нервах. За все время совместной жизни мы с девушкой практически ни разу не выбрались отдохнуть куда–то — на дискотеку, в кафе, в Юрмалу, все потому, что у меня времени не было. Тут палка о двух концах: бросишь работу в охранной фирме — не будет денег на развлечения, хочешь заработать на отдых — на него не остается времени. Кому это понравится?

Кроме того, если куда–то необходимо по работе доехать, использовал свою машину, компенсация за топливо — шиш, машин в отделе тоже не хватает, а часть из тех, что есть, не на ходу. На свои деньги приобрел в кабинет компьютер, до этого отбивал пальцы на старенькой печатной машинке. Да что там говорить, кресло сам себе в кабинет купил.

С ребятами сбросились, приобрели принтер, изрядно поистрепавшийся, но работающий. Даже чернила для принтера приобретали на свои деньги. Опять же компенсация не положена, может и могли бы ее выплатить, но денег нет. Спасибо начальнику отдела, он как мог нас поддерживал. В смысле, по возможности выплачивал премии…

— Но я слышал, что и их тоже убрали.

— Совершенно верно. Когда в начале этого года правительство решило поднять нам зарплаты, мы обрадовались. Думали, наконец–то и о нас страна вспомнила, так сказать, обратили слуги народа на нас свой взор. И что ты думаешь? Да, добавили денег к зарплате, но убрали премии. В результате после вычета налогов я стал получать еще меньше того, что мне платили раньше. Вот тогда–то у меня впервые и появилась мысль об увольнении.

Достало это все. Сообщил различным знакомым, мол, если где–то какая–либо вакансия появится, шепните. В июле мне предложили работу в частной фирме, я посмотрел на условия работы там и почти сразу же согласился. Посуди сам: зарплата в два раза больше — и это только начало, — спортзал, бесплатный стоматолог, короче говоря, руководство предприятия заботится о подчиненных. Не то что наш Кабинет министров, у которого все мысли только о себе, родимом.

— Я знаю, что примерно в одно время с тобой уволился еще один твой коллега.

— Да, у него тоже начались проблемы в семье, примерно те же, что и у меня. Он плюнул на все и уехал в Ирландию. Честно говоря, не знаю, как у него там идет, но знакомые, которые его соблазнили порвать с полицией и начать работать в этой стране, обещали зарплату в три–четыре раза выше той, что он получал, сражаясь с преступностью. Если хочешь знать, из нашего отдела с начала года ушли порядка 15 человек! Ведь даже в охранной фирме, если работать только там, а не подрабатывать, работники получают в полтора–два раза больше рядового полицейского. Есть и такие полицейские, кто переводится в деревню, там служба у полицейских спокойнее, зато можно свое хозяйство завести.

— Да, раньше все в столицу стремились… Ну и как ты думаешь, что нас ждет в будущем?

— Думаю, что дальше будет только хуже. В полиции некомплект, в Академии полиции тоже недобор, причем каждый год. Если наше правительство не одумается, через два–три года в полиции наступит кризис, а в стране начнется самый настоящий бардак. Некому будет следить за порядком на улицах, в правоохранительных органах останутся только работники, отслужившие по многу лет, которые не уйдут только ради того, чтобы не потерять пенсию, ведь столько лет отдали этой системе, а система для них не делает ничего.

…Вот такая грустная история. Кто–то скажет, мол, сам шел в полицию, никто не заставлял, значит, знал, какая там ситуация. “Не подход это, — как сказал напоследок мой собеседник. — Чтобы быть патриотом своей страны, надо, чтобы и страна для тебя что–то сделала.

Любовью надо отвечать на любовь, а одной моральной поддержкой от страны сыт не будешь, нужна также и материальная…” Как считают сами полицейские, проблемы в полиции не только из–за маленьких зарплат, а еще и в результате частых смен начальников различных рангов. Вот поговаривают, что и Янис Защиринский может уйти, а кто придет после него, что придумает нового?

А еще, вместо того чтобы нормально заниматься своим делом, руководство начинает различные реформы. Например, территориальная, проведенная несколько лет назад. Ни к чему хорошему она не привела, только усугубила ситуацию. Ведь в результате на некоторые отделы свалилось масса работы, тогда как на другие отделы нагрузка ослабла. И это тоже причина ухода полицейских. Опять же, ходят слухи об очередной реформе, вновь территориальной. К чему это снова приведет?..

У меня есть знакомый опер, молодой мужик, чуть за сорок. Как только появилась возможность, тут же ушел на пенсию по выслуге лет. Спрашиваю, мол, ты же мог работать и работать на благо, так сказать, родины. Но в ответ услышал: спасибо этой родине, что она пенсию, пусть и маленькую, но платит, а пока я здоровый, я могу и в другом месте подработать и заработаю больше, чем когда я преступления раскрывал.

Жаль, что всех этих слов не услышит премьер–министр Айгарс Калвитис. Может быть, до него дошло бы наконец, что на безопасности своих соотечественников экономить нельзя. Иначе однажды может произойти страшное…

28.07.2005 , 15:35

Вести сегодня


Написать комментарий