Работы нет и не будет

На 1 января этого года в Государственном агентстве занятости было зарегистрировано 90 800 безработных — 8,5% экономически активных жителей страны. На днях правительство утвердило план борьбы с высоким уровнем безработицы: 89 мероприятий, для реализации которых необходимо 65 млн. латов


Параллельные планы имеются и у минблагососа: 52 проекта по развитию занятости стоимостью 5,7 млн. латов. К сожалению, эти более 70 миллионов будут потрачены почти зря. Одно хорошо: доля латвийского бюджета в этой сумме незначительна.

Задача плана действий, предложенного Кабинетом министров, — “способствовать развитию коммерческой деятельности и созданию новых рабочих мест на всей территории страны”. Особое внимание планируется уделить малым и средним предприятиям. В том числе “поддерживать доступность консультаций, поддерживать введение в производство улучшенных продуктов или процессов, а также способствовать повышению квалификации и переквалификации сотрудников”.

Так как часть реализации этих планов ляжет на Госагентство занятости, мы обратились в это учреждение за комментариями. Сотрудница агентства Илма Ругая не смогла назвать нам ни одного из 89 заявленных мероприятий: “Они еще не разработаны. Работа начнется, когда правительство даст задание. Вы же знаете — бюрократическая машина тяжелая и медленная”. На вопрос о том, что подразумевается под “особым вниманием” и “введением в производство” — финансирование научных изысканий или нечто иное, — г–жа Ругая также не нашла что ответить.

“Вести Сегодня” поинтересовалась, сколько в данный момент вакансий предлагает государственная биржа труда. Выяснилось, что общей базы данных у сформированной в 1991 году структуры до сих пор нет. Ее разработка включена в те самые 65 млн. латов (42,2 млн. из них — деньги еврофондов). Забавно, что госагентство не знает, кто и какую работу предлагает, зато само ищет работников: имеются вакансии на место руководителя в Огрском, Балвском и Добельском филиалах, инженера по телекоммуникационным сетям и экономиста — в департаменте координации занятости.

В свою очередь, на “онлайн–бирже” агентства “Вести Сегодня” насчитала 388 вакансий. Среди них — руководитель проектов в рекламное агентство, кладовщик в “Стокманн”, распространитель продуктов контроля за весом и изделий по уходу за кожей, докер–механизатор, горничная, няньки, мастер маникюра, дворники, главный бухгалтер, агент в отдел по обслуживанию самолетов (грузчик), вакансия “600 Ls механику на новом производстве”. В разделе CV размещено примерно столько же объявлений о поиске работы. На фоне общей статистики эти цифры, конечно, ничтожны.

Переходим к минблагососу. 52 проекта разделены по составу “клиентов”: 27 направлены на обеспечение работой–практикой молодежи, 25 — на предоставление субсидированных рабочих мест представителям “группы риска” (инвалидам, пенсионерам, людям предпенсионного возраста и т. д.). Молодым людям будут предлагать различные курсы, по окончании которых последует практика.

Есть два нюанса. Во–первых, сами курсы (бухгалтеров, IT–специалистов, ландшафтных дизайнеров, инженеров) — сильно сомнительно, что в течение месяца–двух можно овладеть этими профессиями в должной степени. И, кстати, что–то слишком круто звучат эти предложения. В августовском бюллетене госагентства занятости “Рабочий день” перечисленные учебные программы госзаказа гораздо скромнее: экспедитор, обметчик, слесарь, кровельщик, домашняя прислуга.

Во–вторых, несмотря на заверения чиновников о том, что “большинство работодателей планирует создать постоянные рабочие места”, известно — их находят в среднем 60% безработных. Остальные, как говорится в проекте, “получат первый опыт” (примерно на год) и снова станут безработными. Программа стоимостью 5,7 млн. латов (до 80% средств — софинансирование фондов ЕС) расписана на 2 года, в течение которых планируется трудоустроить… 1100 человек (5181 лат на каждого). Таким образом и такими темпами потребуется 85 лет (и 445 млн. латов), чтобы покончить с безработицей! Конечно, можно уехать за границу. Если раньше для многих это было проблематично (например, необходимость визы для неграждан), то после вступления в ЕС стало значительно проще. И многие этим пользуются — тем более что теперь у наших работников в других странах появилось больше социальных прав.

Специалистам по персоналу известны случаи, когда в глубинке заявления об уходе единодушно подавал весь коллектив магазина. Схема проста: достаточно уехать одному и проработать где–нибудь в Ирландии на стройке пару месяцев, как он звонит друзьям и хвастается, что зарабатывает по 900 латов. Продавцы, получающие на руки 150–200 латов, срываются с места не думая. В основном это молодые люди, не обремененные образованием и семьей, — неквалифицированным рабочим, по большому счету, плевать, что предстоит делать, лишь бы деньги платили.

Только в одной Ирландии, на данный момент по официальным данным, работает 15 тысяч наших соотечественников. Реально их гораздо больше. Да и не в одной стране “гиннесса” трудятся латвийцы (кстати, несколько месяцев назад минэкономики признал, что не ведет статистики уезжающих на заработки). При этом на днях глава Госагентства занятости Рингольдс Бейнарович подписал со своей ирландской коллегой Пэтриш Кертин договор о сотрудничестве. Это значит, что нашей дешевой рабочей силы там станет еще больше. Чисто статистически безработных в Латвии станет меньше. Однако это не решит проблемы внутри страны, которую покинут все, кто сможет уехать.

28.07.2005 , 15:29

Вести сегодня


Написать комментарий