Жизнь требует больших усилий

С министром по делам семьи и детей Айнаром Баштиксом, баптистским священником, отцом пятерых детей, мы встречались в тот день, когда отменили было шествие геев. Но потом в суде запрет был оспорен. Среди других тем мы обсуждали и эту.

Против прав детей

— Такие парады ущемляют в первую очередь права детей, — сказал г–н Баштикс.

— Ведь мы должны учить их ценностям, на основе которых им предстоит строить свою жизнь и делать жизненный выбор. А как я могу говорить сыну, что ты должен быть внимателен и галантен с женщиной, когда он видит на улице двух целующихся мужчин с голыми задницами? А дочке — что она должна думать о семье и детях, если по улицам вышагивают лесбиянки?

Такие сборища ущемляют и права семьи — они направлены против будущего нации и народа, который здесь живет. Ведь последние 13 лет рождаемость только падала. А нам нужно укрепить семью и сделать все, чтобы дети на свет рождались и у нас было будущее. А если мы будем приветствовать такие мероприятия, где ни дети не рождаются, ни семья не укрепляется, то до чего мы дойдем?

— А как вы думаете, разрешат ли однополым парам усыновлять ребенка?

— Я удивляюсь, что католическая Испания приняла такой закон! А в Латвии, думаю, в ближайшие годы это невозможно — у нас еще довольно консервативное общество. Наше общество еще не сильно испорчено, люди знают, что хорошо, а что плохо.

Управа на беглых отцов

— Но в чем оно точно испорчено — это в представлении о роли отца в семье. У нас так много обращений наших читательниц, да и в жизни мы встречаем это на каждом шагу — отцы не просто легко бросают семьи с детьми, но и снимают с себя всякую материальную и моральную ответственность за подрастающее поколение. И очень часто просто скрываются от уплаты алиментов или платят такие жалкие гроши, что за них стыдно. Я знаю, что ваше министерство создало фонд, призванный помогать одиноким матерям. Кто может реально получить там поддержку и как?

— За первую половину 2005 года алименты из Фонда гарантии средств содержания получили уже 10 640 детей. Механизм простой: первое — должно быть решение суда по алиментам. Эта сумма должна быть не меньше минимально гарантированной государством, а это для детей до 7 лет составляет 25% от минимальной зарплаты (20 латов в месяц), а после 7 лет — 30% (24 лата в месяц).

В будущем году минимальная зарплата будет меняться, соответственно, увеличатся и эти суммы. Если по приговору суда деньги от беглого отца не приходят, женщина должна обратиться к судебному исполнителю, который дает справку, что алименты взыскать с отца невозможно — то ли у него нет никакого имущества, то ли неизвестно, где он вообще находится. Судисполнитель проверяет все регистры, обращается в Службу госдоходов, в Земельную книгу, пытаясь навести какие–то справки о человеке и, если ничего не находит, выдает справку, с которой женщина идет в наш фонд.

И мы начинаем выплачивать ей либо по 20, либо по 24 лата в месяц. Если по исполнительному листу отец платит в месяц 5 латов, мы доплачиваем матери либо 15, либо 19 латов. Но мужчина оказывается у государства в долгу, и, если невозможно взыскать с него алименты сейчас, они потом высчитываются из пенсии.

Адрес Фонда гарантии средств содержания: ул. Пулквежа Бриежа, 15. Время приема заявлений: понедельник, среда с 8.30 до 19 час., вторник, четверг и пятница — с 8.30 до 17 час. Телефон для справок — 7830626. — В Латвии очень много не только сирот и брошенных обоими родителями или кем–то из них детей, но и обездоленных при живых родителях. Как вы с ними работаете, как помогаете выживать?

— Моя старшая дочка уже второй год летом работает в лагере для таких детей в Лимбажи. Она говорит, что им нужно даже показывать, как пользоваться туалетной бумагой… Одинокие матери (или отцы, такое тоже случается) этих детей должны обращаться в свое самоуправление — по закону, именно оно призвано обеспечить нормальный уровень жизни своим жителям.

И все вопросы, касающиеся жилища, образования, медпомощи жителям, там должны решать. Если у семьи не выходит по 21 лату в месяц на человека, она вправе требовать помощи от социальной службы самоуправления. В Риге цифры другие — на одного человека должно приходиться по 60–70 латов.

Чаще всего наличными на руки соцслужбы семьям не платят, предпочитая перечислить за обеды детей в школе, оплатить коммунальные расходы. Но когда ребенок идет в школу, бывает, дают на руки по 50 латов. И по закону о правах детей ни одну семью с детьми нельзя выставить из квартиры на улицу, если самоуправление не обеспечило им какое–то другое жилье.

Сиротский суд — против домовладельцев

— Но ведь сплошь и рядом семьи, даже многодетные, домовладельцы или то же самоуправление выбрасывают на улицу по суду. Картина, когда они сидят, бедняги, на тротуаре со всем скарбом, нередка в наши дни. Кто может их защитить?

— Прежде всего решение любого суда вправе оспорить Сиротский суд. По закону, если дело о выселении семьи с детьми слушается в обычном суде, он должен информировать об этом Сиротский суд.

— Но хозяин может и быстрее суда подсуетиться…

— Да, на его стороне адвокаты и другие возможности. А выселенцы зачастую уже просто махнули на себя рукой, опустились, никому не верят и не хотят идти ни в социальные службы, ни в Сиротский суд. Когда ко мне, как к последней инстанции, обращаются такие люди, я им говорю: “Вы опишите своими словами ситуацию, и тогда будем разбираться”.

Когда я езжу в глубинку, всегда подчеркиваю в самоуправлениях, что самая важная, самая ценная составляющая каждого поселка — это люди, и если мы поможем человеку встать на ноги, то он будет платить налоги, будет помогать подняться городку, где живет.

Топоры найдутся…

— Все говорят о катастрофически низкой рождаемости. Но чтобы с этим бороться, нужны государственные меры. Как, например, помогают встать на ноги молодым семьям с детьми?

— Слава Богу, прошедшие полгода впервые за последние 13 лет порадовали нас 5 процентами повышения рождаемости. Мы ведем учет мест в детских садах. И если в Вентспилсе их даже на 100 больше, чем нужно, то в Риге примерно двух тысяч не хватает. Молодым работающим семьям или одиноким матерям зачастую не с кем оставить ребенка, поэтому мы создали по всей Латвии 9 центров игр и развития детей, где можно оставить ребенка на четыре часа и больше — в Краславе, Цесисе, Бауске, Марупе, Руйиене и других небольших городках. Планируем в этом году создать еще 18. Там работают специалисты по детской психологии, педиатры, волонтеры (добровольцы). Социальных работников не хватает — на 2,5 тыс. чел. приходится один. — Какова сегодня ситуация с кризисными семейными центрами?

— Мы перепрофилировали детский дом Lejasstrazdu под Добеле в такой центр, еще один вскоре появится в Даугавпилсе — здесь будет целый этаж, 15–17 комнат, где женщины с детьми и малолетние матери смогут какое–то время пожить. Работают центры в Лиепае, Вентспилсе и Талси, в будущем году еще один откроется в Валмиере. Пансионаты по приему детей, пострадавших от насилия, есть в Риге и Дардедзе.

Но основную работу нужно вести по месту жительства — там, где в доме беспорядок, пьянство, неустроенность, нищета. Хорошо, чтобы социальный работник курировал примерно 30 семей — тогда он смог бы приходить на место, “вдохновляя” домочадцев на уборку квартиры, стирку белья, приготовление обеда, помощь детям с уроками.

— А сколько, по вашей статистике, в Латвии неблагополучных семей, маленьких бродяжек, не посещающих школу?

— Толковой статистики на эту тему нет. Когда я обратился к бывшему главе Центра защиты прав детей г–ну Гулбису с вопросом, сколько в Риге детей не посещает школу, он ответил, что таких в столице нет, а все это придумали общественные организации, желая получить грант на работу с ними. По нашим данным, в неблагополучных семьях живут 20 тыс. детей по всей Латвии. В полиции зарегистрированы 60 детей–бродяг.

Мы по мере возможности проверяем казино, компьютерные салоны, пляжи, стараясь их выявить. Мне доводилось посещать хутора, где за мной гонялись с топором, когда я хотел забрать ребенка из опустившейся семьи в приют. Главы сельских самоуправлений говорят, что обычно пара процентов их жителей — это “пропащие”, которых спасти уже невозможно. Сегодняшняя жизнь требует больших усилий. И кто их не делает, вскоре покатится по наклонной плоскости…

27.07.2005 , 15:08

"Вести сегодня"


Написать комментарий