Формальная война

До вступления в силу запрета на рекламу табачных изделий в печатных изданиях осталось три дня. Таким образом Латвия не только выполняет требование директивы ЕС, но и делает очередной шаг к обузданию одной из самых пагубных привычек современного общества.

Однако запрет рискует так и остаться на бумаге, ибо денег для контроля над его соблюдением не выделено, а за мониторинг прессы реально отвечает всего один человек.

Рекламщики и издатели уже успели неоднократно “посыпать свои головы пеплом”. Считается, что рекламная отрасль недополучит около 200 тысяч латов в год. Не радует нововведение и производителей табака. Им отныне нельзя спонсировать даже радиопередачи.

Впрочем, все вышесказанное отнюдь не подразумевает, что с 31 июля табачная реклама как по мановению волшебной палочки исчезнет со страниц газет и журналов. Отнюдь! В новых правилах есть масса оговорок, которые при желании можно превратить в удобные лазейки. Во-первых, ими предусмотрен переходный период до 31 декабря — до этой даты можно будет продавать издания, выпущенные до 31 июля.

“Ну, с газетами это, ясное дело, не пройдет, а вот журналы, судя по всему, до конца года будут изданы исключительно до 31 июля”,— уверена глава отдела по надзору за рекламой Центра защиты прав потребителей Инара Канела. В ее компетенции будет мониторинг прессы — она единственный человек в Латвии, кто официально получает за это зарплату. Kb поинтересовался, каким образом г-жа Канела собирается проверять все латвийские и зарубежные печатные издания, ведь это ж, как говорил классик, “рука листать устанет”.

“Отслеживать буду не я, это будете делать вы, пресса. А я буду реагировать на сигналы,— пояснила она.— Ну, понятное дело, одному человеку такой титанический труд не под силу, а средств на расширение штата, на создание какого-то аппарата для соблюдения принятого запрета не выделено. Дай бог, чтобы в следующем году про нас не забыли. А то так и останется эта норма исключительно на бумаге — для красоты или чтобы Европу успокоить”.

В новых правилах есть и еще один любопытный пункт: запрет на табачную рекламу не распространяется на печатную продукцию, изданную и напечатанную за пределами ЕС и НЕ предназначенную для рынка Евросоюза. Таким образом, российские журналы, весьма популярные в Латвии и порой под завязку набитые рекламой модных сигарет, вполне могут сохранить за собой латвийский рынок сбыта.

“Доказать, что товар не предназначен для рынка ЕС, можно, только если на нем это написано. Да и вообще, не буду я российские журналы контролировать. Нет у меня таких полномочий — от российских издателей что-то требовать”,— говорит Канела. Таким образом, у местных производителей и распространителей табака по-прежнему останется лазейка к потребителю: стоит только узнать, какие из российских журналов наиболее популярны в Латвии, поместить там рекламу — и дело в шляпе. Нечестная конкуренция, однако.

Кроме формальных недоработок, правила о запрете рекламы, способствующей популяризации курения, вызывают и другие нарекания, в том числе по сути. Латвийские издатели, недовольные перспективой лишиться части прибыли, называют запрет ханжеским. Мол, где это видано — что нельзя рекламировать товар, разрешенный к продаже. Как показывает международная практика, запреты рекламировать табачные изделия, как правило, приводят не к снижению числа курильщиков, а к росту прибыли производителей сигарет.

Хрестоматийный пример: в США до запрета на рекламу 40% расходов табачных компаний составляла плата за радио- и телерекламу. После введения табачного табу реклама из эфира пропала, а объемы продаж сигарет так и не снизились. Зато производители остались довольны: те самые 40% расходов отныне остаются в их кармане.

В общем, похоже, запрет на рекламу табака еще доставит нашим законодателям немало проблем. Кстати, по данным СГД, весной этого года было продано на 20% больше сигарет, чем годом раньше.

27.07.2005 , 15:00

"Коммерсант Baltic Daily"


Темы: ,
Написать комментарий