Страх невозмутимых

Взрыв 7 июля не привел лондонцев в состояние паники - гордые бритты мужественно перенесли удар. Неудавшийся теракт 21 июля оказался куда более разрушительным в психологическом плане: своим покушением террористы ясно продемонстрировали всем жителям Европы - мы взорвем вас, когда и где захотим, вы нигде не будете в безопасности. По Великобритании расползается страх...


Теракт – от этого слова в Лондоне никуда не деться. Его произносят, слышат, читают… ощущают.


Сцена, которую немногим избранным повезло наблюдать на лужайке перед Букингемским дворцом, достойна кисти викторианского художника: мужчины в сюртуках, женщины в широкополых шляпах, на которых от легкого июльского ветерка подрагивают перья, а в центре композиции с эскортом шотландских алебардистов – Ее Величество королева Британии Елизавета II, хозяйка традиционного, введенного еще в 1860 году королевой Викторией еженедельного Royal Garden Party. Королева шествует по тропинке среди розовых кустов к чайному шатру, раздавая милостивые улыбки подданным.

Величественная картина второй половины XIX века была бы идеальной, если бы не звук, ее сопровождающий: со всей бесцеремонностью, свойственной нашему времени, покой дома Виндзоров нарушают завывающие в городе сирены, грохот винтов проносящихся над крышами полицейских вертолетов, отдаленные взрывы. Королева бледна, и зеленое платье лишь подчеркивает эту бледность. Однако рука ее твердо, не дрожа, держит чашку, она не обращает внимания на неподобающие звуки и не говорит ни о терроре, ни вообще о политике. Королева пьет чай. Она исполняет свой долг – как и любой из ее подданных, на своем месте. Она демонстрирует спокойствие всему миру, и именно так стараются вести себя все лондонцы – без страха и без паники.

Однако правда заключается еще и в том, что за фасадом британской невозмутимости растет напряжение. Жители Лондона нервничают, видя забытое кем-нибудь на улице портмоне, стоящий на вокзальном перроне рюкзак, слишком плотно набитую хозяйственную сумку. Последствия этого напряжения ощущают на себе все, но прежде всего живущие в британской столице мусульмане. Именно в их сторону подозрительно поглядывают лондонцы – и неважно, одет смуглый человек с восточными чертами лица в традиционную одежду Востока или в затрапезную футболку и джинсы.

Следствие подозревает, что «заказчики» терактов находятся в Пакистане, однако не исключается и версия, что «кукловодов», отправивших «на дело» четверых смертников… вообще нет как таковых. Еще полтора года назад, после взрывов в Мадриде 11 марта 2004 года, следователи искали того самого «злого гения», повелевающего террористами. Предполагалось, что это эмиссар «Аль-Каеды», убитый в Саудовской Аравии, однако эта версия вызывала сомнения. Сегодня испанские криминалисты склоняются к мнению, что кукловода попросту не было. Была группа оболваненных, зомбированных ненавистническими проповедями молодых людей, которым несложно было найти повод «наказать неверных». Не Ирак, так Афганистан, не Палестина, так, на худой конец, увольнение со стороны «гяура»-работодателя. То же самое предполагается сейчас и некоторыми лондонскими специалистами: не было никаких курьеров из-за бугра с пресловутой «черной меткой» в кармане, отправляющих по воле «Аль-Каеды» на задание смертников. Были молодые ребята, уроженцы Великобритании, испытывающие сильнейший кризис самоидентификации: с одной стороны, западный образ жизни, западная мораль и западные ценности, с другой – строгое религиозное воспитание родителей-эмигрантов, проповеди в мечети о «проклятии неверным» и тщательно выстроенный получившими хорошее образование в лучших западных университетах исламистскими психологами образ «героя-шахида», кладущего жизнь за други своя. По мнению специалиста-востоковеда Адама Гофника из «Нью-Йоркера», «террористы второго поколения – умные психопаты, рациональные нигилисты, обожествляющие смерть и стремление к смерти, при этом точно просчитывающие, кого, когда и с каким эффектом они убьют».

Для того чтобы сделать взрывчатку, подобную той, что была использована в Лондоне, не нужно быть дипломированным химиком или иметь доступ к закрытым лабораториям. Официально она носит аббревиатуру TATP, однако террористы из ИРА дали ей название «чертова мать». Делается она из материалов, которые можно купить в любом хозяйственном магазине – серная кислота да ацетон, и известна своей особой чувствительностью к ударам. Для того же, чтобы «изготовить» «сына Аллаха», особо чувствительного к реальным и мнимым «ударам», также не нужно ни тренировочного лагеря в горах Гиндукуша, ни миллионных дотаций. Нужна лишь небольшая исламская община, маячащая впереди безработица и умело подстегнутая обида на соседей-иноверцев, не желающих добровольно принимать единственно верное учение Мухаммеда. И «человеческая составляющая» бомбы готова…

Кстати


Социологические исследования в Великобритании показали, что две трети мусульман хотели бы покинуть страну. Сотни тысяч мусульман думают о том, чтобы уехать из Англии после серий взрывов в Лондоне. Их гонит национальная вражда, которая разгорелась в прежде демократичном обществе за последний месяц. Мусульманская диаспора в Великобритании насчитывает 1,6 млн. человек.

27.07.2005 , 10:48

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий