Детектив как психотренинг

Таким видит назначение своих книг писательница Татьяна Полякова

Издательство Jumava запустило в продажу новую серию “Дамский детектив”. Открыла ее предварительно переведенная на латышский язык “Миллионерша желает познакомиться” — авантюрный детектив Татьяны Поляковой. А сама плодовитая и сверхпопулярная в России писательница, создавшая к своим 46 годам 46 романов, пожаловала в Ригу на презентацию книжки.



Без чтения не могу
Главные героини Татьяны Поляковой — молодые, слегка безалаберные женщины, совершенно случайно попадающие в детективные истории (как правило, все начинается с убийства) и принимающие в их расследовании самое активное участие. Полякова на них чем-то похожа — в литературу она попала совершенно случайно, при этом очень живенько с ней “обращается”, а темпы производства книг у нее просто стахановские.
— Расскажите, пожалуйста, о книге, представленной латышскому читателю.
— Это история довольно-таки легкомысленной барышни Мани Смородиной, которой по жизни не везет. То все деньги украдут, то грабитель в магазине в заложницы ее возьмет. А тут еще кругом начинают погибать люди, с которыми Маня связана. Девушка понимает: если она не примет меры, следующей жертвой убийц будет она. И начинает собственное расследование. Разумеется, совсем одна героиня не остается. Ей на помощь приходит молодой человек, этакий бескорыстный Робин Гуд, к тому же в нее влюбленный.
— Вы пишете авантюрные детективы, Донцова — иронические, Акунин — исторические. Наверняка между вами жесткое соперничество?
— Нет. В России есть только так называемый топ 5 авторов, позиции в котором меняются в зависимости от того, как давно вышла книга. Вот все думают, что мы — я, Донцова, Устинова, Маринина — страшные конкуренты. Ничуть не бывало. Мы друг другу не мешаем. Появляется моя новая книга — я оказываюсь в верхних позициях, пока пишу следующую, на них успевают побывать остальные авторы. Так мы и чередуемся.



Прежде чем заняться написанием детективов, Татьяна Полякова окончила филологический факультет Ивановского государственного университета и 14 лет отработала воспитателем в детском саду. В 1998 г. она написала свой первый детектив (это если не считать той неопубликованной криминальной эпопеи, которую беспрерывно писала Татьяна для себя с 7-го класса до 3-го курса университета). Первая книга Поляковой “Ставка на слабость” попала в издательство без ее ведома. Рукопись в ЭКСМО отправил приятель Татьяны. В итоге, когда ей позвонили и предложили заключить контракт, Полякова решила, что ее разыгрывают. Сейчас на счету Татьяны 46 романов, причем некоторые из них, как, например, “Тонкая штучка”, переиздавались несколько раз.


— А сами вы читаете своих коллег-детективщиков?
— Иногда читаю, особенно если мне друзья порекомендуют. Я вообще стараюсь отслеживать литературные новинки, причем как отечественные, так и переводные. Я не просто люблю чтение, я без него не могу. С подросткового возраста не расстаюсь с книгами, как-то даже подсчитала, что в среднем по 100 страниц в день читаю. В итоге временами, когда на книжном рынке ничего нового и интересного не появляется, я дискомфорт испытываю, думаю, ну когда же кто-нибудь что-нибудь напишет?!
— Но ведь есть еще классика мировой литературы?
— Безусловно, но за 34 года непрерывного чтения я с этим “багажом” более-менее знакома, поэтому, когда определяюсь с насущной литературой, руководствуюсь принципом “хочется чего-то новенького”. В итоге то Дэна Брауна по совету подруги читаю, то рекламное предложение из серии “Для любителей Переса-Реверте” меня заманит. О том, что это все больше детективы, я ничуть не переживаю. В свое время я прочитала достаточно много серьезной литературы, да и до сих пор к ней возвращаюсь — Фолкнера, бывает, перечитываю. Очень уж я его “Особняк” люблю.
— Из современных российских авторов, не пишущих детективы, кто вам нравится?
— Сорокин по определению не может быть “моим” автором. Мне Пелевин по душе, Крусанова с удовольствием читаю, еще очень нравится Вадим Панов, он пишет в жанре фэнтези.


Мне нравится придумывать
— А у вас никогда не было предубеждения к того рода литературе, которой вы сами занимаетесь?
— Нет. Я никогда не считала, что читать Чендлера или Хэммета — это дурной тон. Детектив — полноправный литературный жанр. Более того, его, как мне кажется, полезно читать. Человек ведь “примеряет” на себя поступки главного героя, так или иначе задумывается о том, как поступил бы, окажись он в аналогичной ситуации. Таким образом, у него появляется шанс лучше себя узнать. Кстати, идея детектива как тренажера взята на вооружение моей подругой-психотерапевтом, которая своих клиентов лечит, играя с ними в детектив. Она придумывает историю, делает пациента главным героем, попавшим в воображаемую передрягу, и заставляет его “распутывать” дело, “спасать свою шкуру”. В итоге, когда под ее чутким руководством человек разрешает свою вымышленную проблему, ему оказывается гораздо легче справиться с реальной напастью. Психологически он уже более уверен в себе. “Один раз я уже справился с бедой. Что мне мешает сделать это еще раз?” — думает он.
— Ваша забота о читателе очень понятна. Ну а если говорить о вас самой, что вам дает написание детективов? Не приходится заставлять себя садиться за очередную книгу?
— Что вы?! Меня это все безумно заводит. Я создаю свой мир, населяю его своими героями, они действуют по моим правилам. Это же здорово! Если вам кажется, будто я пишу из-под палки издателя или что написать 46 poсket book меня вынудили обстоятельства, вы ошибаетесь, мне просто нравится придумывать. Будьте уверены, даже если бы меня не печатали, я бы все равно продолжала писать.
— Неужели вам никогда не хотелось выйти за рамки легкого жанра, поделиться с людьми своими переживаниями, мыслями?
— У меня нет таких ярких, оригинальных идей, которыми можно поделиться. Поэтому, наверное, и о своих личных переживаниях я не хочу писать, они попросту не будут интересны публике. Еще раз говорю, мне просто хочется рассказывать истории. Вы же не станете спрашивать у графомана, чего это он пишет свои стишки. Хочется ему так. Вот и я так же. Просто меня еще и печатают.

26.07.2005 , 11:59

Телеграф


Написать комментарий