Русскую школу спасут родители

Закон о защите прав детей обязует родителей заботиться о своих детях. Так давайте будем выполнять свои обязанности.


Мы заставили себя услышать

Закон об образовании обещал нашим детям с 1 сентября 2004 года обучение в средней школе только на госязыке. Многие не верили, что при нацрадикальном большинстве в Сейме можно будет изменить закон и найти компромисс, чтобы сохранить образование в средней школе преимущественно на русском языке.

Вялотекущий диалог между властями и общественными организациями, который сводился к заявлениям и обращениям с одной стороны и полной глухоте и иезуитской «заботе» властей о «конкурентоспособности» учащихся русских школ с другой, продолжался почти пять лет. Нужны были принципиально новые действия. С этой целью и был создан Штаб защиты русских школ.

Напомним: весной прошлого года министерство образования и науки проводило первый опрос о готовности русских школ к обучению на госязыке. Большинство директоров с подобострастием ответило – почти готовы. Это возмутило родителей.

Первой победой движения родителей и учащихся стало изменение статьи закона об образовании – вместо «только на госязыке» появилось соотношение 60 на 40 в пользу госязыка. Это изменение сопровождалось заявлениями властей о том, что теперь, мол, найден разумный компромисс. Однако это был компромисс между нацрадикалами и просто националистами в Сейме.

Осознав, что власти не намерены идти на переговоры, родители и старшеклассники начали создавать комитеты защиты русских школ и готовиться к съезду. Движение приняло общегосударственный масштаб.

Злопыхательские заявления отдельных политиков о «втягивании детей в грязные политические игры» нас совершенно не трогают. Разве защита права на обучение преимущественно на родном языке является грязной политической игрой? Разве высказывание собственной позиции по вопросам языка получения среднего образования подростком не является признаком становления гражданского сознания?

Неоднократные заявления в СМИ о том, что акции защитников русских школ раскололи общество – полный бред. Общество уже давно расколото. Двенадцать лет латышской общине внушали, что мы и наши дети – это последствия оккупации.

Главным итогом первого года защиты русских школ стало восстановление веры русской общины в то, что можно защитить свои права, если объединиться. Последние заявления премьера о том, что в течение лета якобы будут найдены решения по проблеме реформы-2004, которые всех устроят, но при этом закон не будет изменен, говорят о том, что власти все больше понимают губительный характер псевдореформы, но надеются полумерами снять напряжение в обществе. Этот номер не пройдет! Без изменения закона об образовании решить проблему невозможно. Мы вынуждены продолжать акции протеста, но надо подумать и о некоторых аспектах работы на местах.

Скажите свое слово

Ситуация изменится к лучшему только тогда, когда родители начнут активно участвовать в жизни школы.

В сентябре на родительских собраниях пройдут выборы в школьные советы. Желательно, чтобы наши активисты вошли в состав советов. Это просто – на классном собрании нужно заявить себя в совет. И хотя школьные советы по закону об образовании (и это недостаток закона) не обладают правом принятия решений, но и в их рамках можно многое сделать.

До 1 сентября, возможно, не будет серьезных изменений в политике реформы-2004, значит, большая часть детей не сможет нормально усваивать многие предметы. В совете школы эти вопросы можно поставить на обсуждение, и, не добившись приемлемых решений, следует выходить на уровень школьной управы. Необходимо требовать у местного самоуправления дополнительного финансирования на покупку учебников на двух языках, на дополнительные занятия для учащихся по предметам, которые тяжело усваивать на госязыке. Если самоуправления не помогут, надо выходить на МОН и комиссию Сейма по образованию, науке и культуре.

Надо «помочь» нацрадикальным депутатам Сейма осознать, что реформа это «выкидыш» тоталитарного мышления – это противоестественная попытка сделать русские школы латышскими с плохим качеством образования. Чем больше мы будем «беспокоить» нацрадикальных ястребов Сейма, тем быстрее наступят долгожданные похороны реформы.

Нужно начинать готовить судебные иски об ограничении прав детей на получение среднего образования и сохранения национальной идентичности. Это право дано нам Сатверсме.

Есть и закон о защите прав детей, где в пункте 1 статьи 11 говорится, что государство обеспечивает всем детям равные права и возможности на получение образования в соответствии со способностями. О каких равных правах может идти речь, если учиться на неродном языке ребенок не сможет?

В пункте 3 статьи 66 говорится, что самоуправление обеспечивает право ребенка на получение среднего образования. Но в ряде школ при молчаливом согласии или одобрении школьных управ приняты такие учебные планы, в которых большинство предметов будет изучаться на госязыке, и в результате многие дети вряд ли смогут получить среднее образование.

Помимо этого, в каждой школе есть немало других проблем, например, отношения учителей и учащихся, питание, решение которых требует пристального внимания и участия родителей. Пора понять, что без общественного контроля в школах будет продолжаться произвол, который как нельзя лучше характеризует «полная готовность» администрации выполнить все, чего изволят требовать больные на голову политики. В том числе и псевдореформу.

Яков ПЛИНЕР, председатель фракции ЗаПЧЕЛ в 8-м Сейме, доктор педагогических наук,

Валерий БУХВАЛОВ, учитель-методист, доктор педагогических наук.

19.07.2004 , 12:52

chas-daily.com


Написать комментарий