Кого жаждет работодатель

В 20-х числах июля начинаются вступительные экзамены в вузы. Прежде чем подавать документы, взвесьте еще раз, будет ли востребован ваш диплом через несколько лет. Специалисты рекрутинговых компаний утверждают, что наибольшим спросом на рынке труда сегодня пользуются технические специалисты, менеджеры и дилеры. А вот юристов и психологов в Латвии — перебор. И немудрено — эти программы предлагаются почти в половине латвийских вузов


Студенты ломятся в юристы

Несмотря на растущий спрос, количество абитуриентов, желающих освоить профессию программиста или строителя, относительно невелико. Как свидетельствует статистика приемных комиссий латвийских вузов, наибольшей популярностью у абитуриентов пользуется юриспруденция.

По данным Министерства образования и науки (МОН), в 2004 году на программы по юриспруденции был наибольший конкурсный коэффициент заявок, составивший 14,5 пункта (то есть в среднем на одно место претендовали 14,5 человека). Следом шли программы по архитектуре (12 пунктов), экономике (8,2) и предпринимательской деятельности (5,2).

И только пятое место занимали компьютерные науки с конкурсным коэффициентом 2,2 человека на место. Еще более показательны данные по количеству студентов на бюджетных и платных местах в вузах.

Цифры МОН свидетельствуют, что в 2004/2005 учебном году на программах, связанных с инженерными науками, производством и строительством, государство предусмотрело 7514 бюджетных мест. Учиться на них пришли 6709 человек. То есть 805 мест осталось незадействованными! При этом количество платных студентов было 1090.

На программах, связанных с изучением социальных наук, ситуация была совершенно противоположная. Количество выделенных бюджетных мест — 4342. Количество “бюджетных” студентов — 6256 (то есть перебор в две с лишним тысячи человек). А число платных мест — 15 353 (то есть в 15 раз больше, чем на программах инженерных наук).

Подобная картина абитуриентских предпочтений наблюдается в течение последних пяти лет, и, по прогнозам специалистов, вряд ли она изменится и в этом году. Так что ловите момент.

Школа недоучила

В чем тут секрет? Почему при постоянном спросе на технических специалистов и достаточно высоком уровне зарплаты, существующем в этом секторе, молодые люди выбирают другие профессии? Почему наиболее популярной специальностью среди абитуриентов является юриспруденция? В то время как специалисты рекрутинговых компаний уже неоднократно отмечали, что сегодня найти юристу место с достойной оплатой труда нелегко, слишком уж много людей с дипломами юриста выпустили латвийские вузы.

По словам директора рекрутинговой компании Laena Лаумы Касаткиной, это объясняется в первую очередь тем, что далеко не все выпускники латвийских школ могут после школы учиться на технических специальностях.

Ведь многие уже в школе избрали для себя “гуманитарную дорожку”, отказавшись от изучения физики, химии и т.д. В результате даже если впоследствии выпускник изменит решение и отважится поступить в технический вуз, ему придется в этих стенах достаточно сложно. С другой стороны, программы по юриспруденции существуют в подавляющем большинстве вузов (за исключением разве что специализированных учебных заведений вроде Академии художеств или Латвийской морской академии).

Узкая дорожка специализации, по которой пошли многие средние школы в Латвии, оказалась не очень удобной.

Этот факт признают сами директора школ. Директор 38-й Рижской средней школы Петерис Прошкин рассказал Kb, что тенденция к разделению обучения в старших классах на различные потоки — гуманитарный, физико-математический, экономический — была особенно популярна в середине 1990-х годов. Зато сейчас многие стали возвращаться к базовой системе образования. Около двух лет назад такое решение приняла и 38-я школа. Причем это желание выразили… сами школьники.

— Раньше у нас существовала программа естествознания, которая объединяла сразу несколько предметов, по которым ученики получали общую оценку,— говорит г-н Прошкин.— Но по желанию школьников она была разделена на отдельные предметы, поскольку таким образом легче избежать трудностей при поступлении в вуз.

Лично мне кажется, что эта стратегия является более правильной, так как большинство молодых людей в этом возрасте еще толком не знают, чем именно они хотели бы заниматься в жизни. Есть, конечно, те, кто к десятому классу уже определился со своей будущей специальностью, но это скорее исключение.

Не хватает учителей

Впрочем, только ли узкая специализация виновата в наших перекосах? Янис Палкавниекс, директор департамента общественных отношений Латвийского университета, тоже отмечает, что уровень знаний абитуриентов по таким предметам, как физика, математика, химия, за последние пять лет заметно снизился. Но причина этого, по его мнению, заключается не только в ранней специализации школьников, но и в том, что школам не хватает хороших учителей.

— Уже несколько лет подряд мы ощущаем, что уровень знаний абитуриента по таким предметам, как химия, физика, математика, заметно снизился,— говорит он.— В прошлом году, правда, наметился определенный подъем — может, сыграли роль информационные компании МОН, пропагандировавшие точные науки. Но в целом нам приходится тратить дополнительные силы и ресурсы на то, чтобы подтянуть поступивших студентов до необходимого уровня. Ведь математика нужна не только техническим специалистам, но и экономистам, и даже социологам.

— Что касается популярности факультетов, то наибольшим спросом у нас пользуются факультет экономики и юриспруденции,— продолжает г-н Палкавниекс.— Хотя студенты, поступающие на эти отделения, испытывают некоторые опасения по поводу того, что могут оказаться без работы. Мне кажется, что эти страхи несколько стереотипны, так как никаких четких исследований о том, сколько нужно юристов на рынке труда, не проводилось.

Да и с техническими специалистами сложилась довольно парадоксальная ситуация. Выпускники факультета компьютерных наук ЛУ очень ценятся на рынке труда и, как правило, быстро находят хорошо оплачиваемую работу. С другими специальностями дело обстоит не совсем так хорошо, как это может показаться на первый взгляд.

Вроде бы работодатели говорят об острой нехватке специалистов, но если мы возьмем для примера химическую отрасль, то там востребовано около 20 химиков в год. Например, компания Grindeks, которая неоднократно заявляла о нехватке кадров, готова взять на себя лишь 10 человек в год. Поэтому позиция ЛУ — выпускать не столько качественных работников, сколько работодателей, которые будут открывать собственные предприятия, в том числе и производственные.

Структурная безработица

Еще один взгляд на проблему изложил директор Фонда социальной экономики Алексей Миловский. По его мнению, проблема заключается не в том, что Латвии не хватает технических специалистов, а в том, что не хватает высококвалифицированных специалистов как таковых.

Латвия столкнулась с типичной проблемой европейских стран — структурной безработицей. С одной стороны, вроде бы имеются незадействованные трудовые ресурсы, но при этом остро не хватает квалифицированных специалистов. Решить эту проблему на государственном уровне просто невозможно.

Конъюнктура рынка меняется гораздо быстрее, чем работают такие неповоротливые системы, как государственное высшее образование. Ситуация еще более осложнилась тем, что если раньше государство планировало в условиях закрытого рынка труда, то в условиях ЕС действует зарубежный спрос на рабочую силу. “Работники должны сами строить свою судьбу,— считает Миловский.— Нужно держать нос по ветру, следить за рынком и не бояться менять свою профессию”.

Сколько получают “технари”

По опыту большинства представителей рекрутинговых компаний, студенты технических вузов, как правило, находят для себя достойную работу, еще не закончив вуза. Об этом свидетельствует также и довольно высокий уровень оплаты труда в секторе информационных технологий и телекоммуникаций. Так, например, средняя зарплата программиста, работающего в крупной компании, колеблется около 500—600 латов (во всяком случае, именно такие цифры приводятся в отчете IT-кластера, куда входит около десятка крупнейших латвийских IT-компаний).

По словам старшего консультанта Eiro Personals Яниса Крузе, зарплата программиста с опытом работы или системного админис+ратора, способного в одиночку справляться с компьютерной системой небольшой компании, начинается от 450 латов. За меньшие деньги нанять хорошего специалиста попросту невозможно. Заработная плата прорабов и главных инженеров, задействованных в крупных строительных проектах, еще выше — около 700—800 латов в месяц.

Ажиотаж вокруг технических специалистов начался именно с IT-сектора уже около десятка лет тому назад. Тому было две причины: с одной стороны — бурное развитие отрасли, с другой — эмиграция специалистов в Европу и США. Западные страны, заинтересованные в импорте IT-специалистов, открывали специальные программы, которые предусматривали для приглашенных работников облегченную процедуру оформления вида на жительство и разрешения на работу. Нужны менеджеры с опытом

Вторая востребованная категория работников — это менеджеры, дилеры и специалисты по работе с клиентами. По словам консультанта Ariko Reserv Иевы Риекстини, чаще всего таковые требуются в области торговли товарами быстрого потребления.

Нехватку менеджеров и специалистов по продажам отмечает также старший консультант Eiro Personals Янис Крузе: “Запросы на отбор менеджеров, специалистов по продажам и работе с клиентами поступают в нашу компанию чаще других.

Ежегодно мы отбираем около 10—12 специалистов для различных компаний. При этом наша доля на рынке относительно невелика. По нашим субъективным оценкам, мы занимаем примерно одну пятую часть рынка латвийского рекрутинга. Можно предположить, что в целом через агентства трудоустраивается около 200—240 специалистов по продажам в год. А ведь еще довольно значительная часть работников находит себе место самостоятельно”.

Зарплата специалиста по продажам состоит из двух частей — базовой ставки и процента с совершенных сделок. В среднем, по данным Eiro Personals, месячная зарплата дилера составляет 300 латов (нетто), однако хороший специалист, способный увеличить для компании количество продаж, вполне может рассчитывать на 500—600 латов чистыми.

Интересен также тот факт, что работодатели проводят много времени в поисках менеджеров, несмотря на то, что ежегодно латвийские вузы выпускают целую армию управленцев. Директор негосударственной организации “Фонд социальной экономики” Алексей Миловский этот факт объясняет тем, что работодателю нужен прежде всего менеджер-практик с солидным опытом работы. Кроме того, зачастую работодатель ищет в менеджере предпринимательские качества, ожидая, что он будет брать на себя риски и ответственность за принятые решения, тогда как эти функции должен выполнять сам предприниматель.

Кому платят больше всех

По данным Центрального статистического управления, самый высокий уровень зарплаты — в секторе воздушных и морских перевозок. Здесь средняя заработная плата (нетто) составляет 564 (морские перевозки) и 559 (воздушные) латов в месяц.

15.07.2005 , 15:50

Вести сегодня


Написать комментарий