Танец длиною в жизнь

Недавно «Задоринка» отметила свой 20-летний юбилей роскошным выступлением во Дворце ВЭФ. Номера сменяли друг друга: «Русское поле», латышский народный танец, вариации на тему «Кармен»... Этим талантливым детям под силу и классика, и джаз, и модерн...


Педагог и руководитель хореографического ансамбля «Задоринка» Мария Керпе знает, как увлечь детей и уберечь их от самих себя


Танцуют все!


Первый летний месяц для юных танцовщиков был насыщенным: фестивали, конкурсы, концерты, а у многих еще экзамены и зачеты. Но, как правило, чем больше занят – тем больше успеваешь. Есть ребята, которые умудряются при такой нагрузке еще и в музыкальной школе учиться, и спортивные секции посещать. Танец, как они сами говорят, – это праздник души.

- Душу танца надо сначала в каждого ребенка вложить, он должен понимать, какие чувства, какую мысль передает залу, ведь за каждым движением стоит эмоция, – поясняет мама «Задоринки» Мария Михайловна Керпе.

…На сцене юные артисты перевоплощаются с виртуозной легкостью. Под «Я ехала домой, душа была полна…» в исполнении замечательной российской певицы Евгении Смоляниновой и трогательную «Вареньку» они умудрились тонко передать томление загадочной русской души. И тут же – мгновенное переключение на другую волну: озорной латышский народный танец «Цукас дрикюс». Поражает, насколько органично даже самые маленькие дети способны показать национальный характер. И любой – белорусский, украинский, испанский!

Сейчас Мария Керпе задумала поставить цикл под названием «Италия», музыка для этого уже есть. Но самое главное, есть увлеченные помощники – Кристина Шукстуле и Светлана Короле, хореографы от Бога. Им интересен любой жанр – народный танец, классика, американский джаз, рэп. Отсюда – чудеса превращений. Отсюда – в детских глазах задоринка, непереводимая, кстати, на другие языки.

Профессиональная танцовщица, опытный педагог, Мария принимает в ансамбль всех желающих, без особых данных вроде чувства ритма или врожденной пластичности. Хотя и признает, что с «медвежатами» работать труднее.

По-моему, это то же самое, что брать в хор солистов без музыкального слуха, но Мария Керпе уверяет: дети – способный народ и легко всему учатся. А шепотом добавляет: на самом деле просто не до жиру. Если лет 15 назад коллектив насчитывал 120 участников, то теперь – всего около 70…

Живет такой парень


- Но что удивительно, у вас и мальчишки есть, причем самого сложного возраста, – замечаю я. – В 16- 17 у ребят часто находятся другие заботы…

- Ребенок, вкусивший сцены, заболевает ею, – говорит Мария. – «Я сегодня не хочу танцевать, нет настроения, мне все надоело» – бывает и такое, особенно у ребят постарше. Могут и покапризничать. Бывает, мы ссоримся, но главное – они все равно приходят. Самому юному нашему артисту, Денису, три годика. И даже он иногда сядет на репетиции в уголок, надуется. Я его не трогаю. Потом придумываю какую-нибудь фишку, которая – знаю наверняка! – должна его зацепить. Через пять минут он подходит и тихо говорит: «Я уже отдохнул, Михална, теперь буду танцевать!»

Мария восхищается своими питомцами. Про Виталика Тынкова говорит: «У него настоящая любовь к танцу, а вдобавок данные великолепные. Он все соло у нас делает. При этом и учится хорошо, и в футбол играет».

Про Свету Боярову: «Она уже учится в институте культуры и занимается в московском Театре модерна, но старается приехать в Ригу, чтобы выступить с нами. У нее колоссальная техника ног».

Талантливые девочки – сестры Черепененковы. Братья Черепененковы тоже прошли через «Задоринку», теперь учатся в лиепайской мореходке.

- Как-то один мальчишка перестал к нам ходить, – вспоминает Мария. – Связался с компанией, ушел на улицу. Мама не знала, что делать. Ее любовь, наши звонки переломили ситуацию. Паренек вернулся. Детей надо ограждать и защищать прежде всего от самих себя. Нужно все время подбрасывать пищу для ума и души, увлекать интересными делами, чтобы они как можно меньше думали о плохом. Ведь сколько вокруг соблазнов!

Мария с ностальгией вспоминает то время, когда с детьми по-настоящему занимались. Они рисовали, моделировали, конструировали, в шахматы играли – в кружках и студиях, и все это бесплатно.

А какие спектакли ставили в детских комнатах при домоуправлениях артисты из Кукольного театра! Причем дети сами шили костюмы для кукол. А сейчас многие семьи не в состоянии оплатить своему ребенку хобби, даже если оно стоит 15 латов в месяц. Дешевле, чтобы он просто слонялся по улицам.

…Неужели и впрямь дешевле?

Все лучшее – детям


- За границу часто приглашают выступать? – интересуюсь у Марии.

- Стоит лишь один раз выехать, сразу обрастаешь связями, – говорит она. – Первым был фестиваль «Невская радуга» в Санкт-Петербурге. Теперь нас постоянно приглашают – в Эстонию, Россию, Литву, Словакию, Бельгию, на Украину и в Белоруссию.

В последних двух странах чувствуется огромная любовь к детям: во время фестивалей все самые лучшие площадки города принадлежат им, а всем гостям-участникам муниципалитет оплачивает питание, проживание и экскурсии.

Еще не было конкурса, откуда мы не привезли бы награды – гран-при, дипломы, призы. Стараемся по мере сил пропагандировать родную страну…

- Значит ли это, что остальные поездки, кроме Белоруссии и Украины, вашим танцорам приходится оплачивать самим?

- К сожалению, это так. Спасибо российскому посольству в Латвии и представителям правительства Москвы в Риге – там регулярно откликаются на наши просьбы.

Умные люди говорят, что сегодня надо во все двери стучаться, но знаете, как-то обидно на это жизнь положить. Если не считать того, что управление культуры платит мне минималку, наше государство не помогает нам ничем. Даже на аренду помещения в Детском доме культуры на Блауманя, 19, нет никаких скидок. Про костюмы я уже не говорю – это ложится тяжким бременем на наших мам и пап.

Экзамен для родителей


Сказать по правде, мамы танцоров «Задоринки» – люди необычные. Как в шутку говорит Мария Керпе, немножко ненормальные. Одна такая мамочка, Мара, специально ездит в Белоруссию заказывать коллективу сценические костюмы.

Другая, Виктория, сама шьет обувь: последняя работа – красные лапки-тапки для номера «Гусята».

- А знаете, первый год в ансамбле – это экзамен не для ребенка, а для его родителей, – вдруг замечает Мария. – У нас ведь не только рукоплескания и заграничные поездки, но еще и огромные нагрузки, репетиции по выходным. А попробуйте молодого родителя заставить в субботу в 8 утра встать, чтобы отвести свое чадо на «танцульки»! На улице дождь, слякоть… Некоторые говорят: «Ладно, сегодня не поведем – отоспимся, телевизор посмотрим». В следующие выходные все повторяется. Но если родители выдерживают это испытание, то ребенок остается с нами долгие годы.

Вот на юбилейный концерт один танцор с температурой пришел выступать – это, конечно, плохо, но отражает отношение к делу.

Одна мама призналась: «Я дочке говорю: Аня, в следующем году у тебя в музыкальной школе выпускной, может, хватит уже на танцы ходить?» А девочка в слезы: «Нет, что хочешь со мной делай, но ансамбль я не брошу!» И вот мама советуется со мной: что делать? Я спокойно ей отвечаю: «Ребенку надо танцевать, раз он так этого хочет». Ведь нам не дано знать, что наших детей по жизни будет кормить.

…У некоторых «задоринцев» уже свои семьи. Но они по-прежнему не могут отказать себе в удовольствии выйти на сцену вместе со своими.

Одна из солисток, красавица Диана в коллективе с четырех лет. Сейчас ей двадцать, она замужем. Но снова и снова наглаживает свои костюмы и бежит выступать, а ее любимая бабушка, как обычно, сидит в зале и аплодирует своей взрослой внучке.

15.07.2005 , 11:06

chas-daily.com


Написать комментарий