Яков Плинер: левых раскололи «кукловоды»

Ситуацию на левом политическом фланге, сложившуюся после объединения ПНС и «Нового центра» Сергея Долгополова, «Час» попросил прокомментировать председателя парламентской фракции политического объединения ЗаПЧЕЛ Якова Плинера.


- Яков Гдальевич, можно ли говорить о том, что на левом политическом фланге начался процесс консолидации?

- Объединившие усилия ПНС и «Новый центр» (теперь эта партия называется «Новое согласие». – В. Р. ) не думают о консолидации левых сил. После раскола ЗаПЧЕЛ ПНС дважды потерпела крушение, провалив выборы в Европарламент и в самоуправления.

На муниципальных выборах «Новый центр» использовал административный ресурс вице-мэра, вложил в свою предвыборную агитацию значительные средства, но сумел получить лишь 5 мандатов в Рижской думе.

Сейчас рейтинг обеих этих партий крайне мал, и я боюсь, что причиной объединения ПНС и «Нового центра» стало опасение не пройти в 9-й Сейм. Если бы ими двигали иные мотивы, то они могли бы вступить в ЗаПЧЕЛ. Но они этого не сделали…

- Лидеры ПНС упрекают ЗаПЧЕЛ в том, что это партия одной идеи – мол, вся ваша политика построена на национальном вопросе…

- Эти слова пусть останутся на совести г-на Урбановича (генеральный секретарь партии «Новое согласие». – В. Р. ). Ему прекрасно известно, что мы занимаемся не только вопросами, связанными со школьной реформой. Хотя школа-язык-гражданство были и остаются нашими приоритетами.

Мы фактически самая активная фракция в парламенте – внесли поправки по более 60 законопроектам. Мы работаем во всех направлениях – стараемся решать и экономические проблемы, и социальные. Мы давно ратуем за вывод войск из Ирака, за налаживание отношений с Россией, а это уже международные дела.

Мы давно могли подписать договор о границе c этой страной – и в результате выиграла бы Латвия, в первую очередь – экономически. Но мы этого не сделали! Зачем нужно было вещать, что мы теряем 2% территории, ведь де-факто никакие Абрене и Пыталово нам не принадлежат. Мы могли закрепить за собой 98% наших территорий во веки веков и сделать шаг к экономическому процветанию.

Нам никогда не изменить нашего географического положения – Россия была, есть и будет нашим могучим соседом, и нам выгодно сотрудничество с Россией, но мы же все делаем для того, чтобы его не было. Парадокс…

Таким образом, я хочу подчеркнуть, что мы не являемся партией одной проблемы. Мы остались верны нашим обязательствам, целям и задачам, той программе, за которую в свое время голосовал и г-н Урбанович.

- Кому, на ваш взгляд, был выгоден раскол старого ЗаПЧЕЛ?

- Раскол прежнего ЗаПЧЕЛ в лучшем случае – трагическая ошибка, в худшем случае – преступление. Народ поверил нам, проголосовал за нас.

Но у нынешнего ЗаПЧЕЛ цели и задачи остались прежними, программа не изменилась, мы никого не предавали и никого не продавали. Я думаю, что определенные правящие политические силы тогда испугались – все же нас было 25 депутатов! В следующий раз могло быть и 31 или 33.

Правые идут вперед с головой, повернутой назад. Они говорят об истории, отвлекают внимание людей от насущных проблем. Ведь любого человека – вне зависимости от национальности – волнуют вполне конкретные вопросы: работа, зарплата, жилье, настоящее и будущее детей. А все эти игры вокруг истории и псевдоистории отвлекают народ от того, что происходит в стране на самом деле. Не ЕС виноват в повышении цен, а то, что наши правящие занимаются чем угодно, но только не тем, чтобы исправить ситуацию.

Президент много говорит об истории. Но от этого не увеличились пенсии, и они не увеличатся завтра. И зарплата у людей не вырастет.

- В Латвии успехов на выборах добиваются этнические партии. Как долго это будет продолжаться? Ведь в Литве и Эстонии этого уже давно нет…

- В Латвии нет классического подразделения на левые и правые партии. ЗаПЧЕЛ поддерживает средний и малый бизнес, и это классический признак правой партии. Но мы все-таки левые. Увы, левый фланг расколот, и это сделали «кукловоды», и сделали специально.

15 лет правящие говорят братьям-латышам: это мигранты, это оккупанты, это рука Москвы. Дайте, мол, им возможность, и они отдадут Ригу России. Это откровенное вранье!

Кому-то нравится делать из нас маргиналов, радикалов, которые выступают против латышского языка. Но мы никогда не выступали ни против Латвии, ни против латышей, ни против латышского языка.

Если ты организуешь конференцию за обучение преимущественно на родном языке, где подчеркивается необходимость хорошего изучения и знания латышского языка, то некоторые латышские газеты в своих репортажах пишут: «пчелы» провели конференцию против государственного языка.

Как и все постсоветское пространство, Латвия больна. Рано или поздно она выздоровеет. Думаю, для этого понадобится еще лет 10- 15. Наши дети, я уверен, этого дождутся.

14.07.2005 , 12:33

chas-daily.com


Написать комментарий