Перенос производств: и хочется, и колется

Дешевые трудовые ресурсы — легче потерять свои, чем привлечь чужие

Завлекая инвесторов, Латвия обычно позиционирует себя как заповедник дешевой рабочей силы. Однако наше население постепенно расширяет для себя географию рынков труда, не желая вкалывать за 80 латов в месяц. Кроме того, производить что бы то ни было в Латвии становится все дороже из-за роста цен на энергоносители. Одна из наиболее остро реагирующих на эти изменения отраслей — текстильная. Не грозит ли нам в ближайшем будущем массовый исход предприятий на более дешевые восточные рынки рабочей силы?



В поисках трудовых резервов
До сих пор было широко известно лишь об открытии производства Juglas manufaktura в солнечном Узбекистане. Да и там ставка в основном сделана не столько на неприхотливость местной рабочей силы, сколько на близость хлопковых плантаций. От Juglas manufaktura не отстают коллеги из Литвы и Эстонии: крупнейший литовский производитель трикотажа Utenos trikotazas приобрел контрольный пакет акций украинской фабрики Мрiя. Базирующиеся в эстонской Нарве скандинавы также заявляли о том, что планируют перебраться на Восток.
Между тем экспансия китайского товара и необходимость снижения издержек ранее уже вызвали предположения, что в течение 3-5 лет с текстильных предприятий Латвии может быть уволено до 8 тыс. человек из занятых сегодня 24 тысяч. В результате из 629 официально зарегистрированных производств может закрыться треть. Однако может получиться и по-другому. Увольнять будет некого.


Национальные особенности
Как объяснил Телеграфу президент Латвийской ассоциации предприятий легкой промышленности Гунтис Страздс, конечно, многие швейники делают попытки закрепиться к востоку от границы Латвии. Однако пока они остаются только попытками. По мнению Страздса, на восточном горизонте маячат три главные проблемы: во-первых, особенности законодательства. Например, в Белоруссии инвестор не имеет права иметь более 49% долей капитала предприятия, которое он открыл на собственные деньги, — то есть надо включать в совладельцы коренного белоруса, что вряд ли обрадует потенциального инвестора. Во-вторых, мешают высокие таможенные сборы ЕС при передвижении через границы союза сырья и готовой продукции, а также несвоевременный возврат НДС, замораживающий средства. И, наконец, в-третьих, проблемы с квалифицированной рабочей силой. Ведь требования к качеству продукции, благодаря европейским заказчикам, в Латвии уже давно выше, чем в странах СНГ.
Добавьте сюда национальные особенности бюрократии и необходимость больших инвестиций (ведь надо сворачивать старое производство, везти оборудование на новое место, командировать туда специалистов и т.д.), и вы поймете, что большинство латвийских предприятий вряд ли смогут позволить себе это в ближайшем будущем. Иное дело филиалы международных корпораций. Другими словами, Гунтис Страздс в ближайшее время не прогнозирует массового ухода наших швейных производств на Восток.




Мнения


Вы не собираетесь переезжать на восток?



  • Андрей КУДИНОВ, директор по производству фирмы Godske Latvian Textile:
    — Ситуация сложная. Вы правильно отметили, что в Латвии все дорожает, а мы являемся частью большой датской корпорации, у которой уже есть производства в Болгарии, Польше, Китае. Внутри компании постоянно происходит движение. И мы уже делали тестовые попытки обосноваться на Востоке, но они не привели к возможности работать там на долгосрочной основе — слишком много сложностей.
    Тем не менее мое мнение о будущем отрасли в Латвии: здесь не останется крупных производств. Будут работать мелкие, которые специализируются на производстве сложных изделий небольшими партиями, способные обеспечить короткие сроки поставок. А главное, что волнует нас сейчас, — это человеческий ресурс. Люди уезжают туда, где платят больше, и это проблема.

  • Артур Карлис ДРЕЙМАНИС, президент фирмы Mezroze:
    — Я бы не сказал, что, например, рынок рабочей силы России — дешевый. Да и своя текстильная отрасль там тоже умирает. Белоруссия? Слишком непредсказуема. Я не согласен работать в паре с государством. Да и возить сырье и продукцию туда-сюда через границы тоже не совсем выгодно.
    Пока мы используем наш местный ресурс недорогой рабочей силы — это регионы, создаем рабочие места там, где велика безработица. Но я хочу сказать, что этот наш ресурс тоже не безграничен. Через 2-3 года рабочая сила в Латгалии тоже иссякнет — уедут работать в города и за границу. Это несмотря на то, что наши работники получают отнюдь не минимальную зарплату, а зарабатывают от 150 до 300 латов. А если говорить в глобальном контексте, то если Европа не сможет эффективно защитить свой рынок от экспансии китайской продукции, то ей грозит вообще потерять отрасль.

08.07.2005 , 11:59

Телеграф


Написать комментарий