Атомная свалка у границы 3

На триста лет сделает заложниками атомного мусора жителей не только Даугавпилса и района, но и всей Латвии правительство Литвы, которое намерено устроить свалку отходов топлива Игналинской атомной станции в 11,5 км от границы района. Могильник для радиоактивных отходов объемом 100 тысяч проектируется построить к 2011 году вплотную к Деменской волости. Его жители так громко закричали: «Караул, нас губят!», что их услышал министр охраны среды Раймонд Вейонис и 9 июня приехал с большой свитой в районный совет. А держать ответ ему есть за что. Больше месяца эта опасная информация не была доступна народу. Заторопился министр еще и потому, что прослышал о вероятности попадания опасных радионуклидов в Даугаву, из которой все еще пьет воду Рига


Над всей Латгалией безоблачное небо?
И только когда тайна о строительстве могильника для отходов атомного топлива ИАС была раскрыта, сановные чиновники снизошли до встречи с сельчанами и горожанами. А ведь все могло быть по-другому, по-людски. Широко отмечая в воскресенье, 5 июня, в центральном парке Даугавпилса Всемирный день охраны окружающей среды, главный «зеленый» региона Павел Кацарс благодарил детей за рисунки вод, небес, деревьев. И ни словом не обмолвился о том, что на его столе несколько недель лежит толстая пачка документов. Все они о мине замедленного — на 300 лет — действия, какую собирается подложить под государственную границу Литва: разместить в приграничной зоне на площади 40 га могильник радиоактивных материалов.

Видимая сторона атома

Но это ничто по сравнению с тем, что нас всех ждет. Полистаем многостраничный отчет Литовского института энергетики, который занимался предпроектными работами, вел исследования возможного негативного влияния радиоактивного могильника на соседей — Латвию и Беларусь. Вред будет примерно одинаков, независимо от того, где будет размещен долговременный склад отработанного атомного топлива ИАС: в местечках Галилауке или Апвардай. «При оценке возможного воздействия ионизирующего излучения на жителей соседних стран, создаваемые дозы облучения сравнивались с ограничением доз, применяемых для нерегулируемой практической деятельностью. Она может быть нерегулируемой в нашем случае, если эффективная доза будет порядка 9 микрозивертов в год или ниже.

Во время нормальной эксплуатации могильника наибольшее воздействие ионизирующего облучения на жителей соседних стран ожидается, если могильник был бы построен на площадке Галилауке.В этом случае секции могильника были в наименьшем расстоянии от границы Литвы.

Негативное влияние на социальную среду минимально и связано с ограниченным использованием сельхозугодий, бизнес-туризма.»

Когда это и многое другое было оглашено литовскими господами-разработчиками проекта, то сразу же последовали точные, поставившие гостей в тупик вопросы вице-мэра Даугавпилса Яниса Лачплесиса и исполнительного директора районного совета Виталия Айзбалта. Почему могильник приповерхностный? Почему нет анализа способов защиты водного бассейна Даугавы? Только ли с останавливаемой в 2009 году ИАС будут везти радиоактивные отходы или потянутся сюда транспорты с Запада, делающего Балтию европейской свалкой? Кто и сколько будет платить компенсации, как это принято в мире, за то, что соседство с хранилищем атомного объекта приводит к резкому снижению стоимости недвижимости — домов, земель, что нельзя развивать некоторые новые виды бизнеса и приходится сворачивать традиционные?

Не получив удовлетворительных ответов, В.Айзбалт сообщил то, что опровергать не взялись ни литовцы, ни наш министр, ни приехавший с ним руководитель Бюро по изучению влияния на среду Янис Авотиньш, ни директор центра радиационной защиты Андрис Салминьш. А смысл сказанного г-ном Айзбалтом заключался в отрицательном социальном влиянии — как только прошел слух о могильнике: земля в живописных местах пала в цене.

— И если туристов было и раньше мало, то теперь их тут вообще не увидишь, — сказал В.Айзбалт, и предложил авторам проекта и министру самим поехать и убеждать сельчан, фирмы по купле-продаже недвижимости в латвийском районе ИАС.

Балдоне протестует

И если так безопасно соседство с атомом, то почему не расширить хранилище в Балдоне, где захоронено всего 890 кубометров опасного груза, а вблизи Даугавпилса будет аж 100 тысяч кубов невидимого врага всего живого? Этот вопрос задал  Янис Лачплесис. В ответ гости-рижане и литовцы промолчали. Они уже знали, что самоуправление Балдоне, опираясь на общественное мнение горожан, заявило категорический протест против расширения хранилища еще на две емкости. И потребовало от правительства Латвии 1 млн. латов в виде компенсации и еще столько же — на реконструкцию школы.

— Жители Деменской волости категорически против склада опасного атома, — твердо сказала председатель этой волости  Валентина Гадзане. Мы уже натерпелись страхов, которые оборачиваются не только психическими заболеваниями, но и раковыми. Случившийся на АЭС выброс пара, о котором нам сообщили с опозданием, говорит о пренебрежении к сельчанам. Нам стыдно слышать теперь от литовских атомщиков, что атомная станция — наша общая стройка,что ИАС — благо. Для литовцев — да, а мы, находясь в 30-километровой зоне, не имели, в отличие от жителей Литвы, льготных цен на электричество.

Профессор Артур Шкуте, биолог, сказал, ссылаясь на распечатку материалов Литовского института энергетики, что он не нашел главного: какие новейшие материалы будут использованы при строительстве могильника? Это важно, потому что цезий и стронций, попав в речки, озера (что не исключают разработчики проекта) , нанесут в конечном итоге страшный вред человеку, замещая в его организме калий и кальций.

Так можно остановить правительство Литвы в его желании захоронить отходы атомного топлива вблизи ИАС и государственной границы с Латвией, с которой у нашей страны нет договора в этой области энергетики? По международной конвенции этого сделать нельзя. Но если народ громко и твердо скажет свое «нет», то Европа подумает. Она настояла на закрытии ИАС, поскольку безопасность станции не отвечает требованиям ЕС. Отвечает ли им могильник?

Жди, Даугава, «подарка»!

И еще когда мы говорим даже о слабом излучении, то нужно обязательно сказать о суммарном патогенном воздействии на человека факторов риска. Судите сами: преобладающее направление ветра от границы с Литвой в сторону Даугавпилса — юго-восточное.
Читаем в материалах разработчиков: «В долгосрочной перспективе после деградации инженерных барьеров могильника, не успевшие распасться долгоживущие радионуклиды могут попасть в подземные воды. В случае постройки могильника на площадке Галилауке, вымытые из него радионуклиды попали бы в озеро Апвардай, а из него по цепи водоемов, радионуклиды могут быть перенесены в реку Даугаву».

Такая вот радостная перспектива, такой подарочек готовят соседи, которые несколько десятков лет пользовались дешевой электроэнергией ИАС, экспортировали ее за очень хорошие деньги нам и в другие страны, а бомбу закладывают вблизи Латвии и Беларуси. И доберутся до Риги.

Зачем это делается, говорится в отчете того же Литовского энергоинститута: «Захоронение накапливающихся в Литве радиоактивных отходов не только сделало бы более дешевым снятие с эксплуатации ИАС, но и эффективно повысило бы безопасность людей и окружающей среды». И нашли два таких места восточнее Висагинаса, близко к нашим рубежам

Подсчитана и выгода от размещения бомбы вблизи границы: «Если могильник не будет вовремя построен, то дополнительные расходы по хранению радиоактивных отходов в период с 2011—2030 годов могут составить около 103 миллионов литов, а гипотетические доходы от площадки площадью 40 га, необходимой для строительства могильника, могут быть от 0,4 миллиона до 8,6 миллиона литов. То есть примерно от 12 до 250 раз дешевле.» Только за чей счет это может произойти, ученые не пишут.
Как отреагировали на опасное намерение восточные соседи, делящие с литовцами озеро Дрисвяты (Друкшяй по-литовски) Об этом ообщил Динабургу сегодня Генеральный консул Беларуси в Даугавпилсе Геннадий Ахрамович. Он сказал, что его правительство было своевременно проинформировано о планах Литвы и выразило озабоченность. Затем последовали контакты, которые поддерживаются и сегодня. Экспертам были даны для ознакомления материалы. Далее, когда появятся более подробные планы и расчеты, они будут оценены белорусской стороной. Она не станет противиться строительству могильника для радиоактивных отходов, если будет гарантирована полная безопасность для природы и людей.

07.07.2005 , 11:58

В.РУДОЙ


Написать комментарий

Достали! Господа, свою, извините за выражение парашу, храните под боком у себя. А ВЫ, господа литовцы, уважайте себя и не позволяйте, даже за большие деньги, обливать себя РАДИОАКТИВНЫМ ДЕРЬМОМ.

По поводу вышеизложенного хотелось бы напомнить, что один в поле не воин.

Слишком много партийной болтовни на нас выплескивают, а ведь проблема строительства атомной свалки, это РЕАЛЬНОЕ ДЕЛО, которым могут занятся партии, та же "Латгалес Гайсма". Следовало бы организовать сбор подписей населения против строительства могильника. Причем, сотрудничать в этом вопросе и с Литовскими и Белорусскими единомышленниками. Уверен, кстати, что люди такую инициативу поддержали бы, а для партии, которая взялась бы организовать подобную компанию такая деятельность добавила бы популярности.

Политики, ау! Может, пора задницами пошевелить?

Согласен, надо сказать твердое НЕТ планам строительства могильника.

Беларусь однозначно будет протестовать против этой стройки. Эта новость вызвала большое возмущение. Уверен если понадобится, то будет делаться все возможное чтобы остановить строительство этой бомбы замедленного действия.

Написать комментарий