Медицина нуждается в реанимации 1

Откровенно и правдиво высказалась о состоянии медицины в своей заметке, которая была опубликована в «Миллионе» от 14 июня с.г. под заголовком «Не жизнь, а эксперимент на выживание», врач Нонна Соловьева


В частности, в ее материале было сказано: «…наш нынешний министр здоровья и прежний никакого отношения к лечению больных не имеют, они не имеют врачебной специальности, поэтому непонятно, кто подсказывает им разработку и принятие таких законов в медицине, которые приняты у нас сегодня».

С ее выводами, в частности, о работе семейных врачей, согласились и многие читатели, приславшие отклики в нашу газету. Так, например, Алексей Зайка, представившийся как старый учитель астрофизики и старый солдат, высказался так: «Браво, Нонна! Вы проявили смелость и не побоялись оказаться на грани лояльности. Совершенно согласен с Вами в том, что в городе нет никакого контроля за тем, как врач лечит. Врач безнадзорен и обследует так, как ему совесть позволяет. А если совесть отсутствует, что тогда?…»

А вот мнение даугавпилчанки Елены Ереминой: «…Есть врачи от Бога. Но жаль, что с каждым годом все большее количество врачей беспокоит лишь зарплата. Я понимаю, что врач – не Бог и внутрь человека залезть не может, но ведь сейчас столько техники, а диагностических ошибок очень много».

Публикацией заметки Нонны Соловьевой мы, возможно, и ограничились бы, если бы от нее в редакцию не пришло еще одно письмо, содержание которого мы передаем вкратце.

А реакции так и не было

В своем письме она сообщает: « …Когда была опубликована моя статья «Не жизнь, а эксперимент на выживание» о нашей медицине, где было сказано, что люди живут по принципу патрициев и плебеев, одни с другими не соприкасаются и даже и слышать не хотят, я очень ждала реакции со стороны нашего общества.

Не могу пожаловаться: плебеями, к коим отношусь и я, мои «перлы» были оценены. Так хотелось доказать: «Мы не рабы, рабы не мы». Но немыми всегда оказываются наши руководители, им так легко жить, ничего не замечая и ни на что не реагируя.

В одной из моих ранее публиковавшихся в «Миллионе» заметок под заголовком «Под контролем ли семейный врач?» я рассказывала, как ко мне домой с уже заполненным протоколом о моем якобы хулиганстве пришел полицейский. Мне пришлось пройти аж три суда, вплоть до окружного, чтобы доказать свою невиновность.

А вот что у нас в городе что-то в медицине изменится к лучшему, мне бы очень хотелось услышать. Ну, например, о том, что один из вице-мэров взял под контроль здравоохранение нашего города; ежемесячно в гордуме заслушиваются руководители медицины, которые отчитываются о своей работе; в городуме есть комиссия по здравоохранению и туда можно пожаловаться и внести свои предложения. Увы, это все лишь мечты!

Наша г-жа Бузаева, которая член той же партии, что и министр здоровья, напишет один раз за все годы своего руководства об улучшении здравоохранения, а газета это опубликует – вот и все.

Надеюсь, журналисты не оставят без внимания те вопросы, которые я ставлю, и ответы на них будут даны не только в газете, но и на деле. Ведь это мы, налогоплательщики, выбираем наших «слуг народа» и вправе требовать от них отчета за все, что они делают якобы для народа. Или это утопия?»

Высшие чиновники молчат

Как оказалось, г-жа Соловьева, не все высшие чиновники читают наши городские газеты, а если и читают, то предпочитают отмалчиваться. Ведь официальный ответ, как полагалось раньше, вряд ли кто-то удосужится послать из-за своего гонора. А тем более, если ему нечего сказать в свое оправдание. Мне пришлось лично обратиться к г-же Бузаевой, хотя она корректно ссылалась на свою занятость – спасибо ей за то, что она согласилась на короткий разговор, несмотря на неотложные дела.

По записи в блокноте (не дословно) передаю суть нашей беседы. Я привел ей одно из высказываний г-жи Соловьевой: «…Ведь сегодня в городе нет никакого контроля за тем, как лечит врач, почему так много умирает больных. Система контроля за деятельностью врачей у нас отсутствует напрочь. Агентство Бузаевой принимает только жалобы больных. А те, кто умерли от неправильного лечения, неправильно и несвоевременно поставленного диагноза, пожаловаться не могут. Вот и растет у нас смертность, которая все года превышает рождаемость».

Кстати, по статистическим данным, хотя в этом году сохраняется тенденция роста рождаемости, показатели смертности остаются высокими, а естественный прирост населения в Латвии – отрицательным. В январе – апреле число умерших на 4420 человек превысило число новорожденных. В апреле число умерших составило 2780 человека, что на 163 человека больше, чем за тот же месяц 2004 года.

«Не только от нас все зависит»

Примерно так можно подытожить ответ на этот вопрос и дальнейший мой разговор с руководителем Латгальского отделения Государственного агентства обязательного страхования здоровья Сандрой Бузаевой: «Жить во время реформ сложно, система поменялась, а проблемы остались. И главная из них заключается в том, что медицина в нашем государстве недостаточно финансируется. Не совсем могу согласиться с мнением г-жи Соловьевой, что у нас нет никакого контроля за деятельностью семейных врачей, но согласитесь и с тем, что к каждому врачу контролера не поставишь.

Да, действительно, каждый день к нам поступает от трех до пяти жалоб на действия семейных врачей. А основная суть их заключается в том, что пациент не нашел психологического контакта с семейным врачом. В какой-то мере это можно объяснить тем, что из-за своей загруженности врач недостаточно обследует обратившегося к нему больного человека. Если в европейских странах на медобслуживание к семейным врачам закрепляется 1300-1500 человек, то у нас – 2500 и более.

В нашем регионе, а это пять районов, не хватает как семейных врачей, так и врачей-специалистов по различным медицинским профессиям. В общей сложности требуется 59 человек. Что же касается контроля, то по любому устному или письменному заявлению принимаются меры. На врачей, допустивших оплошности в своей работе, если это подтвердилось, налагаются денежные штрафы.

Если врач в медицинском учреждении работает по найму, то он в ответе перед руководителем этого учреждения за свои ошибочные действия в отношении пациентов, и руководитель вправе применить к нему предусмотренные законодательством меры. В особо серьезных случаях расследованием занимается Инспекция по контролю качества медицинского обслуживания и экспертизы на трудоспособность, которая находится в Риге

Хочу сказать и о том, что в нашем учреждении ежедневно дежурят врачи, к которым с любыми жалобами можно обратиться непосредственно, с 9 до 17 часов, или же по телефону 54-22236. Если же ответ дежурного врача не устраивает заявителя, то можно записаться на прием ко мне – по средам, с 14 до 17 часов».

В своей публикации Нонна Соловьева писала о том, что ликвидированы бывшие раннее отделы здравоохранения, что при думе даже нет комиссии здравоохранения, куда можно было бы подойти со своими жалобами и предложениями. Никто не знает, какой вице-мэр отвечает за здравоохранение в нашем городе. Ее интересовало, что будет сделано для улучшения лечения больных

На эти вопросы я попросил ответить врача, депутата гордумы, который одновременно является и советником мэра по медицине – Виктора Бутанса.

Своих обещаний депутаты не выполняют

Виктор Бутанс: «Медицина – прерогатива нашего государства, она финансируется из госбюджета. Из бюджета нашего городского самоуправления финансируется только отдел спортивной медицины, где мы вправе проконтролировать расходы денежных средств и решать какие-то другие проблемы. Нельзя сказать, что у нас отсутствует контроль за работой врачей. Это ведется как на местном, так и на более высоких уровнях. Проводятся конференции, семинары для врачей с участием профессоров. Можно согласиться с тем, что каких-то особых контактов между больничными и семейными врачами нет, но больной, выписанный из больницы, получает документ, в котором даются рекомендации семейному врачу, в каком дальнейшем лечении пациент нуждается. Однако семейные врачи нам неподотчетны, а подотчетны тем, кем финансируются.

Что касается отдела здравоохранения, то такой отдел был бы целесообразен, если бы деньги на медицину выделялись из городского бюджета. Зачем дублировать то, что уже есть, а это наше отделение Государственного агентства обязательного страхования здоровья, и набирать какие-то дополнительные штаты. Вопросы, связанные с медициной, можно решить и на заседании социального комитета гордумы.

Если говорить о том, что нужно сделать для улучшения лечения больных, то прежде всего необходимо улучшить финансирование медицины для приобретения нового медицинского оборудования, новых высококачественных лекарств и подготовки высококвалифицированных кадров. Перед выборами в Сейм кандидаты в депутаты многое обещают, отдают на словах приоритет медицине, а став депутатами, об этом забывают».

07.07.2005 , 11:47

Подготовил Роман РАДИШЕВИЧ


Написать комментарий