Себе дороже

Прежде чем вызвать "скорую помощь", подумайте

С момента вступления в силу новых правил оплаты “скорой помощи”, о которых неоднократно писал Телеграф, прошло уже несколько месяцев. За это время у наших читателей накопилось немало вопросов. За ответами мы обратились к заместителю главного врача Рижской станции скорой медицинской помощи по медицинским вопросам Иевине АЛКЕ.



Все засвечены
— Доктор Алка, многие читатели интересуются, как реагирует диспетчер “Скорой помощи”, если звонит ребенок, воспринимают ли всерьез такой вызов, и с какого возраста дети могут сами вызывать бригаду?

— Дети ведут себя очень разумно и правильно, если они всерьез вызывают “скорую помощь”, уважительно относятся к вопросам, которые им задает диспетчер, и старательно на них отвечают. У нас были случаи, когда благодаря таким вызовам мы спасали жизнь пациентам. Мы не спрашиваем, сколько лет ребенку, когда он звонит. Главное, чтобы он мог рассказать, что произошло, и назвать свой адрес. Очень важно, чтобы ребенок набрался мужества и позвонил в критической ситуации. К сожалению, нередко случается, что дети, оставленные без присмотра, не могут точно сказать, где они находятся. Если мы чувствуем, что информация важная, мы подключаем полицию, чтобы выяснить адрес. Это так называемый отягощенный поиск адреса. Так же мы поступаем, когда “скорую помощь” на последнем дыхании вызывает взрослый пациент, не успевая произнести адрес перед тем, как потерять сознание. Но подавляющее большинство звонящих нам детей просто дурачатся, и такое, к сожалению, происходит каждый день. Диспетчер берет трубку и слышит там хихиканье. Номера высвечиваются у нас на пульте. Но пока на то, чтобы разбираться с проказниками и их родителями, у нас просто нет ни сил, ни времени — мы предпочитаем тратить их на помощь больным.


Больной скорее жив, чем мертв
— Нередко мы становимся свидетелями того, как на тротуаре, газоне или скамейке лежит человек без сознания. Не всегда можно определить с первого взгляда — пьяный он или ему плохо. Нужно ли вызывать в таком случае “скорую”, и кто будет платить за вызов?
— Непременно нужно вызывать. И у пьяного могут быть серьезные, несовместимые с жизнью травмы, кровотечение. Но прежде все-таки надо постараться определить, что с этим человеком, спросить, нужна ли ему помощь. Мы, конечно, очень огорчаемся, когда приезжаем и видим, что это просто “бомжик” спит на солнышке. У нас бывали случаи, когда “скорую” вызывали к такому “пациенту” по нескольку раз! А однажды вообще был курьезный эпизод. Водитель такси спал на стоянке, положив руки и голову на руль. Так какой-то доброжелатель, проходивший мимо, подумал, что человеку плохо, и вызвал ему “скорую”. Ну хотя бы подошел перед этим, спросил, что случилось! Вызов теоретически должен оплачивать тот, кто позвонил диспетчеру, но обычно люди, сообщив адрес, место происшествия сразу покидают. Мы так и записываем в графе вызова — “прохожий”.


Не согласны? Оспаривайте!
— Иногда больные не согласны с поставленным врачами “скорой помощи” диагнозом. Они считают, что их жизни действительно угрожала опасность, в то время как доктор называет вызов необоснованным и выписывает квитанцию. Как пациенту поступать в подобной ситуации, и может ли он отказаться платить?
— Каждый человек вправе так считать. К счастью, пациенту чаще кажется, что его жизнь под угрозой, чем это есть на самом деле. Больные очень мнительные, особенно те, кто страдает повышенным давлением. Они по три раза на день его измеряют, и если столбик подскочил на 20 мм, уже бьют тревогу и утверждают, что у них кризисное давление. На самом деле человек мог просто забыть вовремя принять таблетку. Но он вправе остаться при своем мнении, а врач — при своем. Пациент может отказаться платить. Пока мы ничего не предпринимаем, так как нерационально взыскивать через суд каждые 6 латов. Но есть такие товарищи, которые вызывают неотложку много раз и никогда не платят — информация о них накапливается. В один непрекрасный день Государственное агентство обязательного страхования (ГАОС) может потребовать от нас взыскать все долги. Сам диагноз, если вы с ним принципиально не согласны, можно оспорить в общем порядке через MADEKKI. У нас есть одна бабушка, которая только в этом году вызывала “скорую” уже 175 раз. То у нее спина болит, то желудок, то чуть-чуть давление поднялось,  но пить таблетки она не хочет. Она никогда не платит за вызов, но у нас рука не поднимается подать на старушку в суд: помножьте 175 на 6 латов — ей никакой пенсии не хватит. Часто отказываются платить хронические больные, так как они привыкли уже вызывать при обострении “скорую помощь”.

07.07.2005 , 11:36

Телеграф


Написать комментарий