Летнее затишье. Уж не перед бурей ли?

Провожая Сейм на каникулы, премьер Калвитис пообещал депутатам не принимать правила, получающие согласно ст. 81 Сатверсме силу закона. Дескать, потрясений не будет, так что отдыхайте спокойно. И наступило затишье. К чему бы это?


Июль – кризисный месяц для премьеров


В свое время премьеры, особенно Крастс и Шкеле, активно пользовались предоставленным им конституцией правом. Два года назад казалось, что Репше в «мертвый сезон» тоже развернется и за пару месяцев разом исполнит предвыборные обещания и разрубит гордиевы узлы в политике и экономике. Но ничего такого не случилось.

Сменивший его Эмсис тоже не воспользовался предоставленным конституцией правом. Да и не до того ему было – пришлось исправлять натворенное предшественником и спешно приводить к европейским требованиям почти 500 законодательных актов, правительственных правил и ведомственных инструкций – в Евросоюз страна вступила ведь «условно готовой».

Теперь Кабинет возглавляет «народник». Зная прагматизм этой партии, можно было ожидать, что они-то уж точно разовьют бурную деятельность, если, конечно забыть, что премьеры прибегали к дарованному им праву в тех случаях, когда не могли договориться с Сеймом. С нынешним Сеймом у правительства разногласий нет. «Народникам» и «временщикам» удалось достичь консенсуса даже по такому сложному и весомому в смысле «финансового обеспечения» вопросу, как завершение приватизации. Так что можно летом жить спокойно.

Если бы не некоторые просчеты и странности. «Народников» всегда считали дальновидными, прагматичными и способными брать ответственность на себя. Однако что-то случилось у них с дальновидностью и расчетливостью. Сорванный договор о границе с Россией и та лужа, в которую, удивив партнеров по ЕС, села Латвия, – на их совести. Ослушавшись своего «крестного отца», они еще и ответственность переложили на Конституционный суд. Такого от «народников» никто не ожидал. А до странности противоречивая позиция с исключением из своих рядов скандалиста Кирштейнса, с отстранением его от парламентской должности, – что-то новенькое в политике этой партии.

Из этого политического сезона «Народная партия» вышла с измазанной физиономией и настолько подмоченной репутацией, что пошли разговоры о внутрипартийном кризисе да плясках под чужую дудку. Декабрьский захват премьерского кресла вроде бы давал старт походу на Рижскую думу. Но уже при формировании нового Кабинета «народники» шли на уступки «Новому времени», ратовавшему за «подлинно национальное правительство», и даже для уравновешивания позиций придумали для «временщиков» невразумительную должность министра по электронным делам. Никак не проявив себя за первые месяцы работы в правительстве, не получили они преимущества и на муниципальных выборах.

Председательство в правлении Рижского порта для своего ставленника Аргалиса «народники» получили, лишь согласившись с кандидатурой в мэры аморфного «временщика» Аксенокса. И Рамочную конвенцию в кастрированном виде поспешно ратифицировали лишь для того, чтобы легче было договориться с «Новым временем» о завершении приватизации. Но так ли долговечно сотрудничество «заклятых друзей»?

При серьезном парламентском большинстве правительственная коалиция нестабильна и может обрушиться в любой момент: «народники» и «временщики» лишь терпят друг друга. В Рижской же думе чьего-либо преимущества нет вообще, и ее работа фактически парализована. И, похоже, «народники» начинают тяжбу за столицу. «Глядя на то, что происходило в эти сто дней, можно только пожалеть рижан, они этого не заслужили. Ответственность за сложившуюся ситуацию целиком лежит на «Новом времени», – жестко заявил «народник» Аргалис. А он не может не понимать, что перегруппировка сил и смещение Аксенокса чреваты выходом из правительственной коалиции «Нового времени» и отставкой Кабинета. Казалось бы, смена власти – уже привычная процедура, тем более за год до старта парламентской гонки. Но сложность положения Калвитиса в том, что ни в Сейме, ни в Рижской думе работоспособная коалиция без «Нового времени» не сложится без гарантий, хотя бы устных, со стороны левых. Решится ли на такой шаг премьер? Сейчас перед ним дилемма. Он понимает, что Рижская дума агонизирует, что нынешняя «подлинно национальная» столичная власть – банкрот, и промедление с вмешательством чревато серьезными осложнениями в Риге с последующим проигрышем парламентских выборов. А с другой стороны, развалив «подлинно национальное» правительство, он лишается поддержки национального электората и получает… провал на выборах.

В общем, та самая ситуация, из которой без некогда присущих «Народной партии» цинизма и прагматизма, дальновидности и способности брать ответственность на себя Калвитису не выбраться. Тут бы впору воспользоваться ему правом, данным ст. 81 Сатверсме, хотя и последует потом политическая буря.

…Кстати, июль – опасный для латвийских премьеров месяц. Именно в июле, в период летнего затишья отправлялись в отставку Ивар Годманис – в 93-м, Валдис Биркавс – в 94-м, Андрис Шкеле – в 97-м, Вилис Криштопанс – в 99-м году.

07.07.2005 , 11:29

chas-daily.com


Написать комментарий