Порок бедности

Обнищавшим в Германии считается тот, у кого ежемесячно чистыми остается не более 938 евро

Самое сильное впечатление первых недель моего пребывания в ФРГ — сидевший в подземном переходе мужчина, обставленный бутылками с пивом, где пустыми, где непочатыми. Мимо сновал вполне респектабельный народ, кисло взирающий на оборванца. А во мне в этот момент, как дерьмо в проруби, поднялось обостренное классовое сознание.



Уличный брат
“Буржуины проклятые, мелочи жалко”, — не удержался я тогда. Но эмоции новичка тут же потопил мой более умудренный западной жизнью провожатый. “Брось, дурище, — сказал он, — этот бомж, как и ты, получает деньги из социального ведомства. Очень небольшие, поскольку, если к нему враз попадет месячное довольствие, он его и пропьет в одночасье. Но разница между тобой и пеннером в другом. Ты, сняв c банковского счета деньги, еще прикидываешь, что можно на них купить, а он уже решил это изначально. Пиво, а может, что покрепче, наркотики…”
Так до меня стало доходить, что бедность — понятие условное. Чтобы немцы не шибко терзались, кого именно считать обездоленным, правительство представило доклад “Отчет о бедности и богатстве”. Из него следует: что-то не заладилось с локомотивом Евросоюза, как нередко называют Германию. Во всяком случае, пробуксовка налицо. С 1998 по 2003 год доля жителей страны, чей достаток характеризуется как “близкий к нищете”, выросла с 12,1 до 13,5%.
Нищий в современной Германии — не обязательно “уличный брат”. То есть немыто-нечесаный, завернутый в старое одеяло оборванец, ночующий на скамейке. Однако кое-какие деньжата и у него водятся. И для псины, с которой он коротает деньки и которой (а как еще бороться с безумной любовью к животным при обилии “зеленых” в парламенте?!) тоже нередко выделяется сумма на жизнь. Владелец собаки вправе получить на ежедневное ее пропитание 2,5 евро. Приплюсуй еще 5 евро, что выдают ему на карманные расходы социальные ведомства, и получится скромная, но вполне приемлемая цифра ежемесячного дохода в 225 евро. Словом, с голоду не помрешь, как ни старайся.




В долгах как в шелках


Средний доход “нетто” в ФРГ сегодня 1546 EUR в месяц. Сумма, которой исчисляется совокупное материальное благосостояние Германии, выросла за последние пять лет на 17%, составив 5 трлн. EUR. В среднем это должно означать 133 тыс. EUR на семью. Но лишь одна десятая часть населения располагает ежегодным доходом в 624 тыс. EUR. На долю 50% приходится всего 3,8% общих средств. Число семей, постоянно находящихся в долгах, выросло с 1998 г. с 2,77 до 3,13 миллиона.


 


Относительно бедные
Беден нынче в ФРГ тот, у кого после всех налоговых вычетов остается 938 евро. Что означает: от 60% среднемесячного дохода и меньше. То есть наемный работник, прежде всего — имеющий детей. Нехватка мест в детских учреждениях не позволяет ему решиться даже на неполный трудовой день, а потому он — первый в рядах долгосрочно безработных, число которых ползет к катастрофической отметке 5,5 млн. человек.
Степень риска оказаться за чертой бедности для семей с ребенком, где работают один или оба взрослых, выросла с 1998 года с 12,6 до 13,9%. Каждый восьмой житель Германии относительно беден.
Тут требуется пояснение. Если перейти к дефиниции “нищета” европейского розлива, то есть две бутылки с этикетками “абсолютная бедность” и “относительная бедность”. Первая учреждена для развивающихся стран и предполагает существование на сумму примерно 85 евроцентов в день. Содержимое второй предназначено для развитых индустриальных государств: “Обнищавшими считаются отдельные лица, группы лиц и семьи, которые располагают столь малыми материальными, культурными и социальными возможностями, что исключаются из образа жизни, минимально приемлемого для страны проживания”.


Самые-самые
А вот богатенькими буратинами оказываются люди преклонного возраста. Среди лиц старше 65 лет на грани нищеты балансирует всего 11,4%, тогда как пять лет назад таких было 13,3%. В социальной помощи нуждаются 1,3% стариков — это на фоне 3,3% населения всех возрастов, зависимого от государственной поддержки. А беднее всех в Германии живут иностранцы — 24% мигрантов существуют с риском быть отнесенными к категории нищеты или уже находятся в ней, в первую очередь за счет более высокой безработицы в этой группе — 20,4% (общегерманский показатель — 11,7%).
Ученые считают, что уровень благосостояния в Германии надо оценивать не с позиции заработка. Профессор Петер Бергер (Ростокский университет) говорит о другом критерии — наличии материальных ценностей. В первую очередь — недвижимости. 47% материальных благ страны сегодня находится в руках 10% населения. Стоит сотне-другой миллионеров выехать из страны за рубеж на ПМЖ, как риск обнищания нации возрастет сразу на десятки процентов.
Есть еще, на взгляд профессора Бергера, одна проблема, провоцирующая рост безработицы. Это так называемая реальная эксплуатация: сегодняшний капиталист, постоянно грозя увольнением, заставляет наемного работника трудиться больше за те же деньги.


Александр МЕЛАМЕД
специально для Телеграфа
Германия

06.07.2005 , 12:41

Телеграф


Написать комментарий