Москва хочет Мажейкяй

Открыт сезон охоты на зарубежные активы ЮКОСа

Минюст РФ официально обратился к Литве и Нидерландам с просьбой выявить на своей территории предприятия и активы, принадлежащие ЮКОСу. Для начала Минюст предложил этим странам запретить регистрацию сделок с принадлежащими ЮКОСу ценными бумагами компании Mazeikiu nafta (MN).



Долг платежом красен
Прохождение в одной связке Литвы и Голландии объясняется тем, что 53,7% MN принадлежит голландской Yukos Finance — дочерней компании опального российского ЮКОСа. Еще 40,66% MN принадлежит правительству Литвы, остальное распределено среди мелких акционеров.
В письмах российского министерства говорится, что в настоящее время продолжается исполнение судебных решений по делу о взыскании с ЮКОСа задолженности в российский бюджет. Задолженность эта на сегодняшний день превышает 2 млрд. USD. В связи с этим работа по выявлению иностранных активов ЮКОСа будет продолжена, предупреждает Минюст РФ.
Сам ЮКОС оценивает свой пакет акций в литовском концерне в 1 млрд. USD, но заявляет о возможности его продажи за 800-900 млн. USD. Судя по всему, это предложение выглядит вполне конкурентоспособным. Только за последние несколько месяцев интерес к покупке Mazeikiu nafta проявляли: ЛУКойл; компания Baltic Holding, контролируемая Газпромбанком; государственный казахстанский нефтеконцерн КазМунайГаз; англо-российская нефтекомпания BP-ТНК; транснациональная компания Vitol…




Справка


В нефтеконцерн Mazeikiu nafta входят: Мажейкяйский НПЗ мощностью 12 млн. тонн сырья в год; морской экспортный терминал Бутинге с пропускной способностью 8 млн. тонн в год; Биржайский магистральный нефтепровод. В 2004 г. чистая прибыль концерна составила 260 млн. USD.


 


Шкура неубитого медведя
А вчера, например, на эту же тему с премьер-министром Литвы Альгирдасом Бразаускасом беседовал президент ConocoPhillips Джеймс Малв. ConocoPhillips является крупнейшей в США и пятой в мире нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей компанией. Ее штаб-квартира находится в Техасе, а подразделения действуют в 40 государствах мира, включая регионы Каспийского и Северного морей. У корпорации 36 тыс. сотрудников, стоимость ее активов — 97 млрд. USD. После встречи с Бразаускасом Джеймс Малв заявил, что не исключает возможности инвестирования в литовский нефтекомплекс вместе с российским ЛУКойлом.
Учитывая столь высокий интерес к объекту, литовское правительство уже начало делить шкуру неубитого медведя. Так, например, две недели назад Альгирдас Бразаускас предложил вернуть всем жителям обесценившиеся во времена перестройки рублевые вклады — за счет денег, вырученных от продажи MN. “Если удача будет сопутствовать в деле акций MN, можно будет получить дополнительное финансирование”, — заявил он в интервью Литовскому национальному радио.
Похоже, однако, что удача от премьера отвернулась. Официальные претензии Москвы если и не разрушат готовящуюся суперсделку, то наверняка значительно затянут ее заключение.




Мнения


<FONT color=#000066 size=4>Сколько дадут за Ventspils nafta?


Правительство Латвии решило продать на бирже принадлежащие государству 38,62% акций Ventspils nafta (VN). Минимальная сумма, которую правительство рассчитывает получить от продажи госакций VN, — свыше 70 млн. Ls. Это реально?



  • Юрис ЦИНИТИС, партнер финансово-консультационной компании Laika stars:
    — Если государство будет продавать акции VN на бирже, то они вряд ли будут скупаться в таком массовом порядке, как это когда-то произошло с Unibanka. Мне кажется, что пакет могут приобрести как минимум два покупателя, может, несколько больше.
    Сейчас пока трудно точно сказать, за какую цену покупатели согласятся приобрести эти акции VN. Напомню, что вопрос о том, как поступать государству с акциями VN, уже неоднократно возникал в прошлом. Тогда мы говорили: надо найти такой вариант, чтобы продать максимально возможный пакет одному покупателю. В ином случае приобретать этот пакет для многих покупателей имеет смысл, если они знают, что в будущем смогут его перепродать стратегическому инвестору, который пожелает скупить все акции.
    Если же возвращаться к вопросу о цене, то я сомневаюсь в возможности выручить за эти акции 70 миллионов латов. В это верится с трудом. Кроме того, нельзя исключить и такой сценарий: некий покупатель/покупатели приобретают только часть продаваемого пакета, а остальные акции спроса не находят. Трудно понять, что государство тогда будет делать с оставшимися акциями.

  • Андрис ВИЛКС, руководитель отдела анализа рынка SEB Unibanka:
    — Мне кажется, что государство придумало для себя очень трудный выход в сложившейся ситуации. Я думаю, что продать такой пакет акций маловероятно. Во-первых, он не является контрольным, и трудно сказать, какие права будут у возможного нового владельца. К тому же до сих пор неизвестно, будет ли когда-нибудь в трубе нефть. Во-вторых, цена акций слишком завышена. Так что, полагаю, сразу продать акции не удастся и правительству придется цену снижать. С другой стороны, мы не знаем, возможно, на акции уже есть потенциальный покупатель. По моему мнению, если он есть, то будет стараться добиться наименьшей цены акций.

  • Лиене КУЛЕ, старший аналитик Hansabanka:
    — Трудно сказать, будут проданы эти ценные бумаги или нет. Понятно, что в Латвии найти покупателя на акции VN трудно, скорее всего, правительство рассчитывает на зарубежных инвесторов. Однако продажа акций вряд ли поможет решить главную проблему — отсутствие нефти в трубе.
    Что касается цены, то я думаю, что правительство должно оценивать эти акции, считаясь с реальным положением дел в самой компании. И тогда, наверное, цена не была бы конкретной, а был бы установлен коридор. К тому же инвесторы, покупающие сразу большой пакет акций, обычно просят снизить цену. 

  • Дайга АУЗИНЯ-МЕЛАЛКСНЕ, председатель правления Рижской фондовой биржи:
    — Продажа акций VN, принадлежащих государству, на бирже сейчас очень выгодна, потому что среди инвесторов наблюдается большой интерес к Балтийскому региону. К тому же стоимость этих ценных бумаг сейчас выросла.
    Работы по подготовке продажи всех 38,62% акций через биржу могут длиться 4-5 месяцев. В то же время, если бы государство решило продать, например, 5, 7 или 12% своих акций, то подготовка завершилась бы за 2-3 месяца. К тому же правительству совсем необязательно выставлять свои акции на зарубежных биржах, потому что мы предлагаем ценные бумаги как местным, так и зарубежным инвесторам.

  • Гундега ВАРПА, пресс-секретарь VN:
    — В Ventspils nafta положительно оценивают предложение Минэкономики продать госакции VN на бирже. С этого надо было начинать, а не думать о невыполнимых планах.

Подготовили Елена РЫЛЕЕВА и Ким КОСМАЧЕВ

30.06.2005 , 11:29

Телеграф


Написать комментарий