Сибирская «ссылка» открывателя миллионеров

Издательство Jвтa Rozes apgвds презентовало книгу известного латвийского журналиста Лато Лапсы о сибирских впечатлениях - «Золотая земля, которую покинуло северное сияние».


Реализация мечты


Свободный журналист Лато Лапса считает себя «частично свободным», ибо должен обеспечивать регулярными публикациями ряд изданий. А действительно свободное время он проводит в путешествиях. В нынешнем отпуске он побывал в черной Африке, а его прошлогодняя вакация, проведенная в России, увенчалась книгой, которая только что вышла в свет. Что его тянет в странствия?

- Мы все в детстве зачитывались Жюлем Верном. Мое отличие в том, что я не растерял детские мечты, кое-что во мне осталось. И когда появилась возможность что-то осуществить, то почему бы и нет? Я побывал в Малой, Средней и Юго-Восточной Азии, Центральной Америке, Африке…

- Есть еще какой-то кайф от путешествий, кроме удовольствия от реализации мечты?

- Во-первых, это дает способность яснее понимать, что происходит в нашей если не провинции, то с каждым годом все более мещанской стране. Буду банален: путешествия – это глоток свежего воздуха.

Во-вторых, видишь, что при всем людском разнообразии на планете, сущность человека всюду одинакова, каков бы он ни был – белый, черный или желтый.

- Кто-нибудь спонсирует ваши путешествия?

- Нет, раз в год можно себе это позволить. Все зависит от того, в каких гостиницах вы живете, на каком транспорте ездите. Можно сбалансировать. Обычно я не продумываю маршрут в деталях. С Россией то же самое. Так, решение пройти всю Колымскую трассу пришло уже на месте.

…Добавим, что никакой специальной «ксивы» с просьбой оказывать содействие в России у Лапсы не было. Выручало обаяние?

- Ну, почему обаяние? Там нормальные люди, и если с ними по-человечески общаться, то нет проблем. И знание русского языка – великая вещь. Без этого человеку там было бы трудно, по крайней мере в некоторых местах.

- Вы прошли путь от Владивостока до Красноярска, побывали и в больших городах, и в глухих таежных углах. Читая книжку, кажется, что за месяц просто невозможно успеть столько проехать и повидать. За полгода – да!

- Все зависит от того, насколько человек активен. Можно на Канарах прожить год, так и не узнав, что за люди там живут, чем занимаются.

- Вас, конечно, больше интересовала экзотика. Вы пишете о золоте, шаманах, медведях, бичах…

- То, что вы перечислили, просто северный «джентльменский набор»… Недавно я побывал в Африке: ну сколько можно смотреть на водопад Виктория? Час, два. В крайнем случае день, не больше. Для меня всюду главный объект интереса – люди.

Китайские хохмы


- Давненько не был я в России. Осталась ли там подозрительность, въевшаяся еще со сталинских времен? Вроде бдительных дядек и теток: а что это вы тут фотографируете?

- Такого нигде не было… Серьезно. Как не было и негативного отношения к прибалтам. Не знаю, как сейчас в Москве, но за Уралом… Приехал человек из Прибалтики, говорит по-русски со смешным акцентом – прикольно! Водку пьет… нормальный мужик.

- Что вам в Сибири больше всего понравилось и что не понравилось?

- Как ни странно, ничего негативного не было. Люди замечательные, все интересно – с точки зрения приезжего. Хотя жить я бы там не хотел. Мы тут слишком изнеженны – нам горячую воду подавай и чтоб электричество без перебоев. Для какого-нибудь среднестатистического немца шокирующих деталей там более чем достаточно. Но мы-то советскую реальность все прошли, так что не страшно.

- Китай уже тотально присутствует в Сибири? Пахнет ли там отпадением от России?

- В ближайшем будущем ничего не отпадет, а там увидим. На криминальном уровне влияние «лиц кавказской национальности» заметно в Магаданской области, Якутии, хотя их численность невелика. То ли дело в Москве, где все рынки ими забиты.

Другое дело китайцы. Их рынки (по одному-два) имеются в каждом более-менее приличном городе. А куда денешься, раз существует огромная территория, богатая ресурсами и бедная людьми. И тут же, рядом – страна, где живет гораздо больше людей, чем она в состоянии прокормить. Естественно, что из второй страны люди всеми мыслимыми и немыслимыми способами пробираются в первую.

По нашим стандартам работа и условия, в которых живут китайцы, хуже некуда. Но сами они считают, что им крупно повезло. Можно границу закрыть на любое количество замков, но вряд ли это что-то изменит. Китаизация будет продолжаться. Вопрос – каким образом, в каком темпе, спокойно или с конфликтами.

Кстати, самое сюрреалистическое зрелище было связано с китайцами. В столице Еврейского автономного округа Биробиджане, где евреев осталась пара тысяч, строится новая большая синагога. Ее возводят частично на деньги православной церкви, а рабочие – сплошь китайцы.

Взгляд изнутри


- Что это – народ или раса такая – сибиряки?

- Ощущения, что такое типичный сибиряк, у меня не сложилось. В «доме Облонских» все так смешалось. Что-то общее есть у всех дальневосточников. Или у жителей Севера, начиная с Магадана. Это трудно объяснить. Главное – чем климат суровее и чем дальше от больших городов, тем люди отзывчивее, теплее, добрее. Это очень чувствуется.

- А ощущалась ли причастность сибиряков к большому российскому государству? Типа, это моя страна и пусть не все идет путем, но ничего – выправимся, поднимемся.

- Все то, что вы говорите, чувствуется – со словом «но». Уверенности в том, что все будет хорошо, нету. Ведь и название моей книги – метафора тех впечатлений. И говорю это не я, а один из персонажей. Обреченности, впрочем, тоже нет, как нет и жуткого оптимизма.

- Хочется сравнить вас с библейским Ионой, который побывал во чреве кита и вышел невредим. Многие политики хотят видеть Россию опасной страной. Насколько «из чрева» Россия вам кажется опасной – для мира и Латвии в частности? Об агрессии давайте не будем, но ведь достаточно ей начать распадаться…

- Если рухнет ее целостность, это будет что-то немыслимое. Российские фантасты написали достаточно книжек на эту тему. Однако, думаю, таких взрывов, как в начале ХХ столетия, там больше не будет. Люди всего напробовались.

- О легендарном БАМе, наряду с официозным оптимизмом и редкими голосами скептиков, в народе ходила тьма анекдотов. Это действительно мертворожденный объект или в нем теплится жизнь?

- Когда мы смотрим на рельсы, что здесь, в Латвии, тянутся от Лимбажи до Алои, – вот это мертвая зона. На БАМе – ничего подобного.

Люди там живут по-разному, поездов, конечно, не так уж много. Но все функционирует – рельсы не заржавели, тоннели построены, большие участки пути электрифицированы. Весь вопрос в том, когда это станет реально нужно, потому что предполагавшаяся разработка месторождений вдоль БАМа пока не ведется. Лет через 10- 15 посмотрим.

…Итак, БАМ, шаманы, старатели, зеки, развалины лагерей, китайское и кавказское присутствие, обрусевшие латыши – книга Лато Витовича Лапсы, написанная по свежим впечатлениям, действительно получилась читабельной. И представляет из себя густое варево, ароматный гуляш из современных и исторических фактов, персонажей, ситуаций. О непростой жизни обитателей тех мест написано с сочувствием и симпатией. Если даются какие-то оценки, то устами самих персонажей. Напоследок «Час» поинтересовался:

- Дома вы прославились тем, что подсчитали и обнародовали имена всех миллионеров Латвии. Удалось ли в Сибири пообщаться с миллионщиками?

- Я на это не нацеливался, мне интереснее была реальная жизнь обычных людей. И знаете, рублевым миллионером стать не так уж сложно. А «юаневым» и того проще.

28.06.2005 , 12:06

chas-daily.com


Написать комментарий