Государство высосет ЮКОС досуха

В пятницу судебные приставы изъяли сервер у реестродержателя ЮКОСа – компании "М-Реестр", а их министр юстиции Юрий Чайка заявил, что его ведомство намерено взыскать с ЮКОСа все до копейки. НК, конечно, продадут, но сделают это так, чтобы не слишком напугать Запад и не допустить остановку нефтедобычи.

Вопрос об отсрочке выплаты налогового долга НК «ЮКОС» не стоит, у компании достаточно активов для его погашения, заявил в пятницу министр финансов Алексей Кудрин.

«У акционеров и менеджмента ЮКОСа есть такие активы, которые они могут продать для решения этих вопросов. На период продажи активов, может быть, потребуется пауза, но она предоставляется законодательством, так как исполнение решения может осуществляться по мере продажи активов», – сказал Алексей Кудрин.

Это заявление предельно ясно определяет намерения государства в деле ЮКОСа. С одной стороны, принципиального решения о смене собственника никто не отменял. Активы компании будут продаваться до тех пор, пока от ЮКОСа не останется одна оболочка.

Однако банкротства компании и остановки ее деятельности государство не допустит. Теперь, наконец, стало понятно, что именно имел в виду Владимир Путин, когда говорил, что государство не заинтересовано в банкротстве ЮКОСа.

«Государство хочет решить ситуацию по возможности тихо, но при этом получить все, что хотело, – считает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. – Именно с целью вынудить владельцев ЮКОСа добровольно расстаться со своей собственностью до предела затянули судебные процессы по делу ЮКОСа. Когда дольше тянуть с судами стало невозможно, начали тянуть с другим.

Еще в четверг приставы могли объявить ЮКОС банкротом, но не стало этого делать».

Необходимость как-то охладить ситуацию вокруг ЮКОСа вызвано, по мнению Дмитрия Мангилева, двумя причинами. Мировое сообщество, до сих пор остраненно взиравшее на процесс дележа крупнейшего российского производителя нефти, забеспокоилось, стоило появиться информации о возможной приостановке деятельности ЮКОСа. Компания добывает 2% мирового объема нефти, и цены на сырье немедленно поползли вверх.
России могут позволить многое, но только не угрожать стабильности нефтяных рынков.

Кроме того, само государство не заинтересовано в прекращении ЮКОСом добычи сырья. И потому, что экспортные пошлины на нефть – основа российского бюджета, и потому, что будущему собственнику нужны действующие, а не законсервированные нефтепромыслы.

То, что государство с несвойственной ему аккуратностью обращается с нефтедобывающими предприятиями ЮКОСа, видно из того факта, что счета добывающих дочек компании до сих пор не арестованы. Появившееся в четверг сообщение об аресте счетов «Томскнефти» оказалось уткой. Очевидно, это делается для того, чтобы дать им возможность оплачивать операционные и транспортные расходы.

Мнение, что государство в собственных интересах пытается снизить накал страстей вокруг дела ЮКОСа, разделяет аналитик ИГ «Атон» Зарко Стефановски. «Есть ощущение, что государство пытается каким-то образом успокоить западных инвесторов, – заявил он «Газете.Ru». – И делает это довольно успешно. О деле ЮКОСа в западных СМИ пишут в духе: все будет хорошо, банкротства не предвидится».

«В то же время реальные действия государства, – заметил Зарко Стефановски, – не дают оснований полагать, что был достигнут какой-то компромисс».

Аналитик имел в виду, в частности, изъятие сервера у реестродержателя ЮКОСа компании «М-Реестр», также наложенный в пятницу запрет на любые действия в отношении принадлежащего ЮКОСу имущества.

По заявлению заместителя главного судебного пристава РФ Андрея Белякова, предписание об этом было принято в рамках мер по аресту денежных средств на счетах НК «ЮКОС», принадлежащих ему акций и иного имущества.

Беляков также сообщил, что Федеральная служба по финансовым рынкам уведомлена о запрете отчуждения или перерегистрации ценных бумаг добывающих предприятий ЮКОСа ОАО «Самаранефтегаз», ОАО «Томскнефтегаз», ОАО «Юганскнефтегаз».

Это действие властей указывает, что охота за активами ЮКОСа, в первую очередь его добывающими компаниями, продолжается. Найденные активы, считает Зарко Стефановски, будут проданы, результатом чего станет исчезновение ЮКОСа как единой компании.

Так же считает и Дмитрий Мангилев. Единственный шанс ЮКОСа выжить – это сохранить в своем составе «Юганскнефтегаз», добывающий больше половины всей нефти ЮКОСа. Но в том, что государство позволит это, аналитик сильно сомневается.

10.07.2004 , 11:55

gazeta.ru


Темы: ,
Написать комментарий