Еще раз о социальной помощи

В соответствии с Сатверсме, в Латвии каждый человек имеет право на питание, одежду, жилье, здравоохранение. В соответствии с этим правом, государство обязано обеспечить достойную жизнь для всех жителей страны, в том числе и пенсионеров и инвалидов.


Так ли это происходит на самом деле?
Когда смотришь на показатели Латвии по социальным вопросам, хочется плакать. Даже чиновникам ЕС становится не по себе. Мы не только лидеры в ЕС по нищете, но еще и отличаемся чрезмерной экономией средств на социальные нужды. Латвия меньше всех в Евросоюзе тратит на эту сферу. Дания выделяет на социальную сферу 30 % от всех поступлений в бюджет, Финляндия — 26. 4 %, Латвия — 14,3 %. У нас самые маленькие пенсии и пособия. И это при том, что каждый год наши власти не перестают хвастаться безудержным ростом поступлений в бюджет.

Люди, в свое время отдавшие обществу все, что могли, теперь, в силу обстоятельств, не всегда могут за себя постоять. И когда на пути решения каких-то их проблем встречают непонимание, со своей душевной болью и надеждой часто обращаются в газету «Миллион». Может, потому, что знают, чтоих крик души без внимания не останется.

Каждая строчка письма Неонилы Ильиничны Григорьевой, в котором она сообщала о своих бедах, буквально пронизана обидой, и мы посчитали необходимым побеседовать с ней лично.
Неонила Ильинична всю жизнь прожила в Латвии, в этом году ей исполнится 80 лет. После Великой Отечественной войны вместе со всеми восстанавливали Даугавпилс — после работы разбирали разрушенные дома и очищали кирпичи от раствора; когда проводили трамвайные пути, копала землю для шпал — бесплатно; когда строили «Химию», должна была отработать определенное время на стройке — бесплатно.

Когда пришла беспомощность, а она одинока, за нею стал ухаживать совершенно чужой человек — молодая девушка Наталья Цумская, которая по-доброму, по-человечески относилась к бедственному положению больного беспомощного человека. Они обменялись квартирами. Григорьева с пятого этажа переселилась на первый, девушка обеспечивала ее всем необходимым, продуктами и лекарствами, убирала, стирала, ухаживала за ней в больнице, где Григорьевой приходилось часто лежать: подводило сердце. Затем ей сделали операцию по внедрению стимулятора сердца — пульс был уже 35. И опять постоянный уход этой девушки помог ей выкарабкаться. Именно благодаря Наталье, считает Григорьева, она выжила, потому что много раз была на грани смерти, и эта девушка ее спасла.

Так как Григорьева одинока и ей некому было оставить квартиру, она оформила договор содержания на Наталью Цумскую. Но полтора года назад Наталья Цумская уехала в Англию и, по всей видимости, сюда больше не вернется.

И уже полтора года длятся мытарства Неонилы Григорьевой, связанные с оформлением договора содержания.

В 2004 году она обратилась через соседей, потому что сама уже не ходила, в Службу социальной помощи с просьбой о выделении ей социального работника.
Из Службы социальной помощи прислали работника Наталью Ермолаеву, которая должна была обследовать условия, в которых проживает Неонила Григорьева.
Ее резюме: «Социальный работник Вам не положен. Оформили договор содержания — вот пусть теперь за вами Наталья Цумская и ухаживает, нанимает сиделку и прочее». И с тем ушла.

Хорошо, рядом живут хорошие соседи — кто хлеба приносит, кто за лекарством сбегает. Спасибо соседям, они побеспокоились — и ей все же прислали женщину из общественной организации «ODIN / VYTA», которая ее обслуживала. Она, кстати, побеспокоилась, чтобы Григорьевой выделили инвалидную коляску, о которой она, конечно, мечтала, но не могла и надеяться когда-либо ее получить. И когда ей сообщили, была растрогана до слез, потому что уже два года как она не была на улице (не ходят ноги и отказывает сердце)
10 ноября 2004 года, в торжественной обстановке, общественная организация «ODIN / VYTA» совместно с миссионерами из христианской международной организации в присутствии Р. Строде и Х. Солдатенок вручили инвалидные коляски 210 инвалидам нашего города, в том числе и Неониле Григорьевой. Радости и благодарности ее не было границ. Получивших коляски поздравила Р. Строде и пообещала колясочникам устроить и пандусы для съезда с лестниц, чтобы они могли свободно выезжать на улицу. Х. Солдатенок в своем выступлении также сделала на этом акцент.

Вскоре после этого мероприятия действительно приезжали специалисты, чтобы посмотреть, как устроить пандус, решили, что бетонировать нельзя, можно устроить деревянный. Через какое-то время Григорьевой прислали смету. Стоимость устройства пандуса составила 57 латов, и в выделении ей денег на устройство пандуса из Службы социальной помощи было отказано — опять по причине оформления договора содержания. Пенсия у нее 70 латов, коммунальные услуги и лекарства (кстати, на лекарства ей деньги тоже не выделяют) не позволили отдать 57 латов из собственного бюджета, и она от пандуса отказалась, правда, с горечью и со слезами на глазах.

От безысходности, обиды и боли, не зная больше, куда обратиться, поскольку единственная организация, которая могла ей хоть как-то помочь — Служба социальной помощи, в которую она обратилась, ей как раз в помощи и отказала, Неонила Ильинична обратилась в редакцию «Миллиона».

Нам показалось, что здесь что-то не так. Как можно отказать в помощи человеку в таком положении? Где же милосердие?

С письмом и сведениями, полученными при встрече с Григорьевой, мы обратились к руководителю Службы социальной помощи госпоже Н. Якубовской. Как оказалось, письмо было направлено только в газету, и для Якубовской сведения по этой ситуации были неожиданными. Госпожа Якубовская попросила оставить жалобу Неонилы Григорьевой, чтобы разобраться. Это было 25 мая сего года.

7 июня мы вновь посетили Службу социальной помощи, и вот как была разрешена эта ситуация.
Госпожа Якубовская лично 25 мая выехала к Неониле Григорьевой и имела с ней длительную беседу.
Вот что сказала нам при встрече руководитель Службы соцпомощи: «Все факты, которые были в письме и в вашем устном заявлении подтвердились, и наша задача состояла в том, чтобы эту ситуацию исправить.

Понятно, что юридически все вопросы по содержанию, оказанию помощи, согласно договора содержания, возлагались на Наталью Цумскую, поэтому Неониле Григорьевой и было отказано в помощи 15.04.2004 г. на социальном комитете думы. Но ей было предложено обслуживание со стороны общественной организации «ODIN / VYTA», чтобы не оставлять человека совсем в безнадежном положении.

Как оказалось, с момента отъезда Натальи Цумской обслуживание Неонилы Григорьевой резко ухудшилось. Ей необходимо обслуживание достаточно объемное, т.е. в течение всей недели. В настоящее время вопрос решен — по решению депутатов городской думы на социалдьной комиссии 02.06.2005 г., Служба социальной помощи закрепила за Неонилой Григорьевой социального работника, и к ней уже выезжали наши сотрудники. Думаю, что все ее проблемы будут разрешены. Кроме того, она будет иметь возможность с нашим сотрудником посещать лечебные учреждения, мероприятия, которые будут проводиться в городе и просто гулять по улице. Таким образом она будет иметь возможность себя почувствовать полноценным человеком.
По повода пандуса было принято следующее решение: мы из своего фонда закупим, по возможности, специальное оборудование, которое дает возможность коляскам съезжать с первого этажа. Пока это в поекте, но я думаю, этот вопрос будет решаться, потому что у нас уже собраны все необходимые документы. Социальный комитет финансирование поддержал, осталось согласование с финансовым комитетом — если они нас поддержат, то это будет только вопрос времени. Это пробный вариант, стоимость его 400 латов, он в виде салазок, с ним удобно будет съезжать и въезжать по лестнице, в автобус и из автобуса.

Что касается нашего социального работника Натальи Ермолаевой, которая посещала Неонилу Григорьеву, то при посещении не было достигнуто то взаимопонимание, которое было необходимо на тот момент. Наталье Ермолаевой сделано замечание, потому что после случившегося у Неонилы Григорьевой осталась душевная боль, и наша задача — исправить это положение. Она теперь закреплена за другим социальным работником, думаю, что все наладится»

Социальная служба призвана максимально оказывать помощь самым незащищенным категориям населения, в том числе — пенсионерам и инвалидам. В городе четверть населения составляют именно такие люди. Да, их много, объем работы достаточно большой и для Службы социальной помощи, и для других служб города, способствующих нормальной жизни этой категории людей. Но в этом как раз и состоит ответственность лиц перед обществом.

Вопрос с Неонилой Григорьевой решен положительно с помощью госпожи Якубовской, и в довольно короткие сроки, но этого вопроса могло бы и не быть, если бы социальный работник, которому было поручено это дело, отнесся к нему более ответственно и по Божьим законам. «Во всем как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

14.06.2005 , 12:26

Алла ТЕРЕХОВА


Написать комментарий