Грязевые бои в надувном павильоне

Так выглядит латвийский проект на Венецианской биеннале

Прочитав эту статью, вы наконец-то поймете, что означают расставленные в центре города плакаты, коряво подписанные Pink House и изображающие голых людей, измазанных грязью.



В Италию со своим храмом
7 июня в рамках 51-й Венецианской биеннале в городке Маргера, что находится в нескольких километрах от Венеции, состоялось открытие надувного подобия греческого храма а-ля Парфенон — объекта-павильона розового цвета высотой 9 м и площадью 150 кв. м, придуманного латвийскими художниками Айгаром Бикше и Кристапом Гулбисом (кураторами прошлогодней скульптурной квадриеннале). Внутри “храма”, в его центре, установлен трехметровый бассейн, наполненный жидкой глиной. В нем три раза в день две недели подряд (пока “Розовый дом” простоит в Италии) будут проводиться грязевые бои между мужчинами и женщинами со всего света, которые за несколько месяцев до начала биеннале изъявили желание участвовать в акции. 
Два “пробных” боя были устроены еще в Латвии. Пару недель назад в Улброке на территории завода по производству металлоконструкций инициативная группа “Розового дома” снимала видеоперформанс, который теперь, во время биеннале, демонстрируется в “храме”.
Несмотря на то что периодически жидкая глина вылетала за пределы трехметрового “ринга”, зрители, включая нескольких девушек в вечерних платьях, очень самоотверженно участвовали в акции. Что касается самих борющихся, то женщины чувствовали себя гораздо свободней, чем их противники-мужчины, поэтому “вытягивали” представление именно они. Мужчины же, которых заметно сковывало их силовое преимущество, первыми в драку не лезли и вообще во время боя занимали скорее оборонительную позицию.


Бои союзного значения
По мысли авторов проекта, грязевые бои, в которых противоборствующими сторонами выступают мужчины и женщины, призваны заставить посетителей биеннале задуматься о проблеме равноправия в ЕС. "Вроде бы, мы теперь в одной лодке, — размышляет куратор проекта Айгар Бикше. — Границу можно без визы пересекать. А все равно в той же Англии или Германии, как в “своей” стране, себя не почувствуешь. И виной тому двойные стандарты: на словах все равноправны, а на деле и условия работы, и социальные гарантии у приезжих гораздо хуже. Возможно, это нормально, возможно, абсолютное равноправие невозможно. А может, наоборот, собравшись в Евросоюзе, мы должны стремиться к тотальному объединению и обеспечению каждого равными правами? Мы хотим, чтобы люди задумались над этим".
После Италии розовый “парфенон” будет в течение нескольких месяцев путешествовать по Европе. Уже известно, что в Ригу он прибудет в августе, предварительно побывав в Бирмингеме, Будапеште и Бремене.


Милдочки из жженого сахара
Телеграф поинтересовался у кураторов, какое отношение все это содержание имеет к древнегреческой архитектуре, формы которой позаимствовал надувной храм? Они ответили: "Нам показалось, что античный храм, ассоциирующийся у людей с высокой греко-римской культурой, на которой, как известно, стоит западная цивилизация, послужит прекрасным “посольством” ценностей, нуждающихся в актуализации".
Тут стоит заметить, что Каспар Гулбис однажды уже накололся с популяризацией подобных ценностей. Несколько лет назад, желая поднять в латышах патриотические настроения, он предложил производителям леденцов изготовить целую партию Милдочек из жженого сахара. Гулбис надеялся, что леденцы в форме памятника Свободы заставят людей задуматься о том, что патриотизм не просто пафосное слово, а личное и интимное (как прием пищи) дело каждого человека, любящего страну. В принципе своего Гулбис добился, правда, реакция публики оказалась прямо противоположной той, что ожидал художник. Патриотические чувства в людях проснулись и тут же обернулись против самого автора. Большинство людей посчитало, что Милдочки-сосульки — надругательство над символом свободы и независимости Латвии. Будем надеяться, что в этот раз благие намерения Гулбиса и его коллеги не выйдут им боком.

13.06.2005 , 10:45

Телеграф


Написать комментарий