Почем говорящие камни для народа?

Фестиваль "Удивительная Латвия" может сорваться

Чтобы хоть чем-то удивить французов, Латвия собралась завозить в Париж камни. Да не простые, а говорящие. Выделенных на это из бюджета 500 тыс. латов, естественно, не хватило. Понадобилось еще 175 тысяч.



Вот тут-то и разыгрался межведомственный скандал — между министром экономики Кришьянисом Кариньшем и министром культуры Хеленой Демаковой. Да такой, что удивительные камни могут и вовсе остаться в Латвии.


Ни одного мероприятия без скандала
Как известно, с 20 октября по 10 декабря в нескольких городах Франции должен пройти фестиваль “Удивительная Латвия”. Его инициаторами выступили президенты Франции и Латвии. В рамках фестиваля предполагалось показать оригинальную композицию — “Говорящие камни”, которые должны были разместиться на главных площадях Парижа, Лиона, Бордо и Страсбурга. На фестивале также планировалось представить наш балет, Новый Рижский театр, Фонд Германа Брауна (с программой музыки Петериса Васкса), хор Латвийского радио, оркестр KREMERata Baltica, пианиста Вестарда Шимкуса и многое другое.
Однако подготовка к фестивалю вылилась в настоящий скандал. В свое время из бюджета на “каменный” проект было выделено 485 тыс. латов. Неожиданно обнаружилось, что необходимо еще 175 тысяч. Хелена Демакова обвинила в халатности Кришьяниса Кариньша, чье ведомство должно было надзирать за расходами. Министерство экономики со своей стороны упрекает в непомерных аппетитах художников и отказывается нести дополнительные расходы.
Пресс-секретарь министра культуры Маргита Залите в беседе с Телеграфом сказала, что сегодня Кариньш должен встретиться с автором проекта Эриком Стендзениексом и они обязательно придумают, как сократить расходы, потому что дополнительного финансирования не будет.
В свою очередь пресс-секретарь министра экономики Иева Зиберга заявила Телеграфу, что никакой халатности со стороны Минэкономики не было. “Как только мы узнали, что художники — авторы проекта — не укладываются в смету, мы сообщили об этом Министерству культуры. Сейчас надо увлекаться не эмоциями, а поиском решения”, — сказала она. По словам Зиберги, не исключено, что может быть изменена концепция фестиваля. "Если мы не можем позволить себе 12 “говорящих” камней, может быть, стоит установить только 10", — предложила Зиберга.




“Говорящий камень” — это что?


На фестивале предполагается презентовать мультимедийную инсталляцию “Говорящие камни” (12 штук), которая будет размещена на главных площадях Парижа, Лиона, Бордо и Страсбурга. Выглядит это так: снаружи камень должен быть обработан, а внутри него будут установлены специальные музыкальные устройства. Когда зритель подходит к такому произведению искусства поближе, срабатывает специальный переключатель, и камень начинает “рассказывать” о Латвии, либо изнутри доносится музыка. Также камни могут “петь” (по три минуты хорового пения каждый вечер), “смотреть” на прохожих и “улыбаться” — так как на них будут проецироваться человеческие лица.


 


Художника каждый может обидеть
Сам автор композиции “Говорящие камни” Эрик Стендзениекс обиженно поведал Телеграфу, что сократить расходы политики хотят исключительно за счет художников. “Мое рекламное агентство получит только 103 тысячи за создание оригинальной концепции: записей, фильмов, архитектурного проекта. Остальные 382 тысячи латов пойдут на зарплаты чиновникам, страхование, транспортировку камней и т.д. Так почему же гонорар уменьшают только нам?” — недоумевает он. Стендзениекс уверен, что если бы не его авторское решение, Латвия на европейской арене выглядела бы очень традиционно. Поначалу планировалось визитной карточкой Латвии за рубежом сделать деревянную избу, в которой разместились бы латышские народные костюмы и прочие национальные атрибуты. “Мы придумали что-то новое, оригинальное, чтобы Латвия выглядела достойно в глазах иностранцев и чтобы они захотели к нам приехать. Теперь же на нас будут экономить”, — обижается Эрик Стендзениекс.


Стендзениекс привык тушить пожары
В свою очередь директор Латвийского агентства инвестиций и развития (куратора мероприятия) Андрис Озолс рассказал Телеграфу, что неоднократно уговаривал художников сократить расходы. Однако тщетно. “Возможная для этого проекта сумма была известна заранее, и превышать ее мы не можем”, — отметил он. По его словам, если найти деньги невозможно, надо искать другого художника.
Сам Стендзениекс все же надеется найти общий язык с госструктурами. “Тушить пожар для меня не впервой”, — заявил он Телеграфу.

13.06.2005 , 10:27

Телеграф


Написать комментарий