Хватит надеяться на дядю!

Кастрированная рамочная конвенция, которая начнет у нас действовать в октябре, так и не решила основного вопроса - участия неграждан в выборах самоуправлений. Другие гарантированные конвенцией права им тоже не положены. Потому что не положено им принадлежать к национальным меньшинствам.


У русских есть только один способ прийти к власти в Латвии – через натурализацию и выборы


Ради этого и была затеяна смахивающая на фарс дискуссия на тему, кого же считать нацменьшинством. Вроде бы определили: нацменьшинства – это ливы, цыгане и те, чьи латвийские корни уходят в глубь веков. Неизвестно, правда, как эту норму применять на практике, как отличить полноценного нацмена от «недочеловека», кому оказывать содействие в сохранении языка, традиций, культурного наследия, а кого – оттеснять.

Да никто этим заниматься и не будет! Главным отличием по-прежнему останется цвет паспорта – «негр» нацменьшинством считаться не будет, даже если его родители, а то и бабушка родились в Латвии, и к избирательной урне его не допустят. Чего и добивались правящие политиканы, несмотря на то, что ст. 15 конвенции предписывает «…создавать условия для эффективного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам… в ведении государственных дел, особенно тех, которые затрагивают их интересы».

Так что ясно, что с ратификацией рамочной конвенции в жизни значительной части латвийского общества ничего не изменится. Власти, как и прежде, не будут советоваться с нацменьшинствами по насущным проблемам, а школьная реформа продолжится не по нормам конвенции. Так что ждать от них милостей – напрасный труд. И выход один – самим решать свою судьбу.

Сегодня большинство в Сейме позволяет себе игнорировать гуманитарные интересы 42 процентов нелатышского населения, измываться над здравым смыслом, не боясь быть одернутыми лишь потому, что примерно половина русских граждан не пришли на избирательные участки.

По этой же причине национал-радикалы провели семерых своих ставленников в Европарламент, а Борису Цилевичу, чтобы стать европарламентарием, не хватило нескольких сотен наших голосов. И в Рижской думе окопались национал-ориентированные из-за нашей лени, нашего безразличия и неистребимой привычки надеяться на дядю.

На сегодня в стране около 450 тысяч неграждан. 130- 150 тысяч из них никогда не пойдут на натурализацию. Но остальные-то 300 тысяч – это потенциальные избиратели! Причем 110 тысяч из них – люди в возрасте до 27 лет.

Видя проявившееся в последнее время желание неграждан натурализоваться, правые начали придумывать способы ее затормозить. То выдвинут идейку о проверке на лояльность, то предложат ограничиться пятью тысячами натурализующихся на 10 тысяч новорожденных латышей.

Маразм? Но мало ли в нашей стране казавшегося поначалу маразмом, а потом появлявшегося в латвийском законодательстве! И пока открытые окна правящие вновь не превратили в едва приоткрытую форточку, лучшего способа повлиять на власти, чем получить синий паспорт и принять участие в выборах, нет.

Тем более что, как показывают опросы, большинство неграждан связывают свою жизнь с Латвией, хотя и не уверены, что и Латвия связывает свое будущее с ними. Ну и не надо брать на себя ответственность за всю страну! Надо начать отвечать за себя, за своих детей.

Многие говорят, что их сдерживает агрессивное отношение политиков и настроенного ими общества к негражданам и вообще к людям других национальностей. Но главные причины, тормозящие натурализацию, не в этом. Прежде всего они в убеждении каждого третьего в стране и примерно каждого второго в Риге, что гражданство им полагается автоматически, и в обиде на государство.

У этих убеждений и обид есть основания. Ведь 82 процента жителей родились в Латвии, и их большинство из 450 тысяч неграждан. Не забыли сегодняшние неграждане и обещаний Народного фронта, гарантировавшего проголосовавшим на референдуме за независимость Латвии гражданство ЛР. Из-за обид на государство не хотят натурализоваться почти три десятка тысяч литовцев и поляков, которых власти приравняли к иммигрантам, хотя живут они в Латвии со времен Первой республики.

К сожалению, никто в стране не собирается учитывать моральные, психологические и политические факторы. Правящим это и не надо – они боятся увеличения числа новограждан, поскольку рискуют повылетать из своих кресел.

Так не переступить ли нам через обиды и не помочь ли праворадикальным господам расстаться с насиженными местами? Другого-то пути у русскоязычных, похоже, нет.

…Еще в канун прошлых, 2001 года, муниципальных выборов бывший тогда премьером Андрис Берзиньш, а потом и президент Вике-Фрейберга сказали, что если число неграждан менее четверти от общей численности населения страны, то им можно было бы дать право выбирать самоуправления. Их довольно грубо одернули. Сегодня, когда неграждане составляют уже менее одной пятой, с такими идеями никто даже не выступает.

10.06.2005 , 10:33

chas-daily.com


Написать комментарий