Семь дней в Иерусалиме

Только что в Ригу вернулись актеры Русской драмы, которые были на гастролях в Израиле. «Чайка» в постановке Петера Штайна имела необыкновенный успех у зрителей иерусалимского фестиваля «Дружба». А атмосфера Иерусалима не могла не отразиться на душевном состоянии актеров. «Час» попросил некоторых из них поделиться впечатлениями о поездке.


Командировка в лето


Николай Коробов:

- Я в Израиле уже третий раз и знаю, что там публика необыкновенная. Она очень дружелюбная, но если ей что-то не нравится – она поворачивается и уходит. А «Чайка» не простой спектакль, обычно люди долго входят в ее атмосферу… А тут зрители приняли нас сразу. Весь первый спектакль они вообще прохохотали. Они обратили наше внимание на какие-то нюансы, которых мы сами раньше не замечали. Они нам доказали, что «Чайка» – действительно комедия!

Сейчас в Израиле более спокойная атмосфера, чем три года назад, когда мы там играли «Эдит Пиаф» и когда в зале люди плакали при упоминании о войне. Я понял тогда, что для нас это были слова, а для них – настоящая жизнь. Многие гостиницы на берегу моря стояли пустые, мрачные, только десяток окон горели. Теперь везде полно туристов и люди перестали быть такими напряженными. Они стали жить другими мыслями – не только мыслями о терроризме. Правда, везде по улицам ездят машины с оранжевыми ленточками. И нам объяснили, что это символ протеста против насильственного выселения израильтян с палестинских земель, которое скоро должно начаться.

Но вообще впечатления от поездки самые хорошие. В Иерусалиме потрясающей красоты Старый город. Я любитель ночной жизни, и мы нашли очень живописные районы, где всю ночь идет веселье. Были в русском баре «Путин». Только когда вернулись сюда, мы оценили, что в Израиле на целую неделю попали в настоящее лето! Купались, загорали, вода такая чистая, бирюзовая…

Слезы полились из глаз атеиста


Юрий Сафронов:

- Ни на одном фестивале у «Чайки» не было еще такого горячего приема. Я просто потрясен. Я первый раз в жизни в Израиле – это совсем другой мир. Всюду военные, всюду тебя могут попросить показать содержимое сумки. Я удивился, что на экскурсии ходят группы молодых ребят с автоматами. Оказалось, что в программу обучения воина входит обязательное ознакомление с памятниками культуры!

Было много встреч. Когда-то я вел при Рижском политехе молодежную театральную студию, и многие мои ученики теперь живут в Израиле. Они меня «взяли в оборот», два дня возили по Тель-Авиву и окрестностям. Мы встретились с бывшим актером нашего театра Борисом Ахановым, он теперь играет в «Гешере». Он нас водил по Старому Иерусалиму, и я стал героем дня – умудрился отстать от своих и потеряться в арабском квартале. Потом полтора часа добирался до гостиницы. Поздний вечер, а я не знаю, где я нахожусь, куда идти, что спрашивать и как – не зная языка-то!

Восточный базар – это потрясающе, такое мы видели только в фильме про багдадского вора! А тут это все на самом деле. У нас был удивительный экскурсовод в Иерусалиме. Все с детства знают выражение «пуп земли», правда? А тут нам показали какое-то небольшое круглое сооружение из дерева и говорят: это пуп земли. Я тут же схватился за него и попросил, чтоб меня сфотографировали!

Храм Гроба Господня – это невероятное место. Я старый атеист, я в свое время сдавал экзамен по научному атеизму, по которому нельзя было получать четыре – только пять! Но когда я оказался на том самом месте, где Иисус был распят, – у меня слезы сами собой хлынули из глаз. Ирреальное ощущение! Ведь одно дело, когда ты читаешь обо этом в книжке, а другое дело, когда ты видишь своими глазами места, где все это было. Смотришь и понимаешь: вот улица, по которой Иисус нес свой крест…

Такие переживания дают актерам внутренний подъем. С нами всегда на гастроли едет Кларисса Столярова – помощник и доверенное лицо Штайна. Она для нас высший судья. И она сама сказала, что в Иерусалиме актеры играли «Чайку» с каким-то особенным приливом вдохновенья.

«Мы все изменились»


Татьяна Лукашенкова:

- Невозможно описать… Люди смотрели спектакль с трепетом, с особым пониманием, приходили за кулисы и говорили, что для них это было потрясением… Чудесная молодая девушка, которая была нашим куратором на фестивале, сказала на прощанье, что наш спектакль изменил ее жизнь и после встречи с нами она стала другим человеком.

На улицах в людях не чувствуется такого страха, как раньше. Только когда мы ездили на море, видели то здание, где террористы взорвали дискотеку. Оно до сих пор не восстановлено и стоит как напоминание о трагедии. И рядом – памятник погибшим, где высечены все их имена.

В Иерусалиме мы целыми днями бродили по Старому городу. Те, кто хотел, могли сходить на службу в храм Гроба Господня и причаститься там – об этом каждый верующий может только мечтать. Наверное, это был промысел Божий – куда бы мы ни пришли, всюду перед нами открывались двери, нам помогали добрые люди, объясняли, показывали. Мы познакомились с послушницей монастыря Марии Магдалины, замечательной художницей. Она показывала нам свои работы и работы настоятельницы монастыря. Такая красота!

Мы все чувствовали необыкновенный подъем духа. Гуляли бесконечно, спали очень мало, но не чувствовали никакой усталости. Удивительно, как на все хватало сил. Вот что значит Святая земля! Мы все вернулись в другом душевном состоянии. Пробыли там семь дней, а кажется – целый месяц…

Записала Мая ХАЛТУРИНА.

08.06.2005 , 10:52

chas-daily.com


Написать комментарий