Покушение на евро

Помимо политических разногласий в европейском сообществе наметился и экономический раскол

Провал Конституции ЕС на референдумах во Франции и Нидерландах поставил под вопрос не только будущее Евросоюза, но и заставил власти некоторых стран задуматься о пользе предыдущих начинаний, в частности, введения единой валюты — евро. О возможности выхода из еврозоны уже намекнули немцы и прямо заявили итальянцы. Экономисты считают развал еврозоны чистым популизмом. Тем не менее евро уже нанесен серьезный ущерб.



Даешь лиру и марку!
Италии необходимо выйти из еврозоны и вернуться к прежней валюте — лире. Это сенсационное заявление министра Италии по социальным вопросам Роберто Марони процитировало в конце прошлой недели влиятельное итальянское издание Repubblica. По мнению министра, евро “не справляется с задачей противостояния экономическому спаду, снижению конкуренции и кризису занятости”.
По мнению министра, вся ответственность за несостоятельность единой европейской валюты лежит на президенте Европейского центрального банка (ЕЦБ) Жан-Клоде Трише. Марони считает, что вопрос о возвращении к итальянской лире следует решать путем национального референдума. При этом он не исключил, что в Италии возможно хождение двух валют — евро и лиры.
Примечательно, что за пару дней до заявления Марони немецкое издание Stern сообщило, что в Берлине в начале прошлой недели якобы состоялась тайная встреча министра финансов Германии Ханса Айхеля и президента Национального банка Германии Акселя Вебера. На ней, по данным журнала, было достигнуто согласие о том, что “валютный союз Европы” полностью провалился и пора вернуть к жизни надежную старую марку. Stern цитировал слова анонимного источника, утверждавшего, что “Айхель и Вебер пришли к выводу, что именно принятие единой валюты ввергло Германию в полосу экономической стагнации”.


Рынки всполошились
Однако если сообщение Stern было воспринято валютными рынками как журналистская утка, то официальное заявление итальянского министра было подобно разорвавшейся бомбе. Курс евро по отношению к доллару, и без этого падающий на протяжении последних дней из-за провалов референдумов по Конституции ЕС во Франции и Нидерландах, в минувшую пятницу остановился на отметке 1,222 доллара за 1 евро. Для сравнения: еще в начале 2005-го курс евро был равен 1,348. Таким образом, потери единой валюты с начала года составили 9,8%, а некоторые эксперты полагают, что при сохранении негативного новостного фона евро только за эту неделю может подешеветь еще на 1%.
Впрочем, большинство специалистов все же склонны расценивать заявление Марони как популизм чистой воды. В частности, экономист по еврозоне банка HSBC Гвин Хэч напоминает: “Роберто Марони — убежденный сторонник выхода Италии не только из еврозоны, но и из состава Евросоюза. К тому же он министр социального блока, а не экономического, а посему его мнение нельзя расценивать как позицию итальянского Кабинета министров”.
Мнение эксперта уже нашло подтверждение. Так, вчера с резкой критикой слов своего подчиненного выступил премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. “Марони не имел права делать столь серьезные заявления, не проконсультировавшись с другими членами Кабинета и лично со мной. Правительство Италии не разделяет его точку зрения”, — заявил премьер.


Абсурд или здравомыслие?
Тем не менее заявление итальянского министра и публикация в Stern заставили экспертов в очередной раз задуматься о перспективах как евровалюты, так и дальнейшего существования самого Евросоюза. Как отмечает аналитическое издание RBC-Daily, многие европейцы связывают с введением единой валюты рост цен и общее удорожание стоимости жизни, а также безработицу. Например, согласно опросу, проведенному Stern, 48% немцев возлагают вину за плохие экономические показатели страны на евро, а 56% выступают за возвращение марки.
По мнению экс-кандидата на пост президента ЕЦБ Пауля де Грауве, которого цитирует немецкая газета Tageszeitung, “в какой-то момент многие страны — члены ЕС могут ввиду национальных интересов выйти из еврозоны”. В то же время нынешний глава ЕЦБ Жан-Клод Трише называет идею отказа от евро “полным абсурдом”. По его мнению, решение о введении единой валюты было и остается необратимым. А посему мысли о возвращении к национальной валюте аналогичны попыткам ввести свою валюту в отдельных американских штатах.

07.06.2005 , 12:49

Телеграф


Написать комментарий