Кадровая политика

Когда во вторник около трехсот работников трамвайного управления (ТУ) аплодировали своему руководителю Виктору Лагуну и громким ропотом отреагировали на выступление Риты Строде, от людей скрыли, что участь Виктора Лагуна решена мэром.

Она уволила председателя правления ТУ В.Лагуна буквально через несколько минут после этого собрания, созванного по инициативе мэра, не поверившего, что реальны 276 подписей (из 350 работающих) под письмом в защиту молодого, толкового, инициативного хозяйственника, вытащившего ТУ из долгов.

Недоверие Госконтролю, аудитору

Поводом для коллективного письма на имя мэра стала информация о том, что  Рита Строде недовольна положительным заключением двух проверок ТУ по итогам 2003 года – Госконтролем и аудитом – независимой фирмой Инвест-Рига. Кстати, эту фирму представляет в Даугавпилсе Влад Пянковский, который является также и членом ревизионной комиссии думы. Вот эта комиссия и была послана в ТУ, чтобы перепроверить то, что сделано Госконтролем и Инвест-Рига и обязательно найти компромат. То есть задание было конкретным: найти черную кошку в темной комнате.

Копать от забора и без обеда!

О том, как это было сделано и что накопано, пытались довести до сведения трамвайщиков член правления ТУ  Алексей Бурунов, а затем руководитель ревкомиссии думы Ольга Сироткина. Но аргументы господ были настолько слабы и смешны, что сведущий народ немного раскрепостился и пришел в хорошее расположение духа.
Очень просто парировал снабженец Федор Пожарский упрек в адрес В.Линкуна за то, что тот купил рельсы в конце прошлого года, а не в этом.
— Неужели вам, господа, не известно, что после вступления Латвии в ЕС металл подорожал вдвое? — сказал Ф.Пожарский. — Вам бы, как и нам, похвалить Лагуна, а вы себя выставляете, извините, в интересном виде. И все прочие выявленные вами “недостатки” и “упущения” даже не понимающему ничего в нашем хозяйстве – пустые придирки. О вас уже ходит анекдот о том, что один из проверяющих спрашивал, сколько бензина надо трамваю на один рейс.
Видя, что рабочий люд не реагирует на разоблачения Лагуна должным образом, на помощь пришла сама мэр. Она в который уже раз повторила (имеется магнитозапись речи), что город к моменту ее прихода к власти находился в страшной долговой яме, а теперь, что уже должны запомнить даугавпилчане, ситуация с финансами куда как хороша.
— Но тогда почему не едут в Даугавпилс руководители других городов, чтобы перенять опыт? — негромко спросила стоящая рядом со мной женщина – трамвайный контролер и стала задавать конкретные вопросы мэру, которые поставили ту в тупик.

Признание мэра: совсем простые вещи непонятны

Далее Рита Строде сказала:
— Мы вынуждены были взять кредиты и стали проверять расходование этих средств. Спустя время возник ряд вопросов нарушения законодательства. Это повлекло за собой и некоторые минусы в вашем бюджете. Мне как председателю думы непонятна совсем простая вещь. Председатель ревкомиссии доложила вам мягко. Сколько у вас получает водитель трамвая? Сто латов. Я задавала вопрос г-ну Лагуну, членам правления, зачем на ремонт автостоянки потратили 1030 латов. У меня есть документ.
Контролер Людмила Федорова не выдержала фигурной езды шаловливой мысли мэра и спросила: “За какое время эти деньги потрачены?”
Вместо ответа Рита Строде попросила назвать себя вопрошающую, а когда та смело это сделала, конкретного ответа не последовало. Зато прозвучал упрек: “Дайте договорить!” Он еще не раз слышался от Риты Строде, которая пригласила народ на откровенный разговор, но он так и не получился. Мэр якобы не видела ни тянущихся вверх рук — понятно, что для выступления, ни во время ее неубедительной ни для кого (разве для нее самой) речи, ни потом, когда оратор закрыла рот. А до этого момента потоком шли советы “бывалого”: как и у кого дешево покупать материалы и т.д. Безответными остались вопросы о том, что полезного сделали для ТУ члены правления Кранкалс (у него своя частная фирма), получающий ежемесячно по 300 латов, и Бурунов, ведающий хозяйством в университете, — по 150 латов. Следы их деятельности можно найти лишь в платежной ведомости.
— Толку от ваших ставленников, госпожа Строде, ровным счетом никакого, а Лагун – труженик, быстро вошел в курс и специфику электротранспорта и собрал знающих специалистов, — кричал в лицо багровеющей (отчего?) Риты Строде пожилой рабочий.
— Пережив с 1961 года шестерых директоров ТУ, заявляю, что Виктор Лагун — то, что нам надо. Он столько успел сделать, сколько все вместе взятые не смогли и не захотели, — выражала свое мнение Кристина Юроцкая, вагоновожатая. А ведь ее и таких, как она, на ком ТУ держится, мэр хотела сбить с толку, зачитав список премированных, куда все не попали. Цель была очевидной: настроить простой люд против администрации, инженерно-технических работников. Но не они, а редкие гости стали мишенью для насмешек и гнева трамвайщиков, подтвердивших своей активностью на собрании, что ставили свои подписи под письмом добровольно, а не по принуждению.
А потом, когда концовку собрания скомкали мэр и компания, страсти разгорелись нешуточные. Под напором слесарей, вагоновожатых, контролеров сдвинулся стол президиума, за которым осталась одна Рита Строде. Атаковали ее со всех сторон, а когда она заикнулась о предстоящих выборах в думу, услышала, что голосовать за нее не будут.
— Вы сказали в своей речи, г-жа мэр: «Хочу посоветоваться, может, я не права!» — так это действительно так! — подытожила женщина в спецовке, и это было как напутствие.

Без вещей на выход

Это напутствие нисколько не помешало мэру довести до конца разработанный ею и близким окружением сценарий. На заседании правления ТУ, которое прошло сразу же после собрания, Рита Строде не стала мешкать и объявила, что дума является единственным держателем капитала ТУ, и мэр как ее представитель сказала так:
— Я не доверяю вам, г-н Лагун. Или вы нечестны, или ваши подчиненные, и потому отстраняю вас, — сказала мэр, дав такую вот развернутую, убийственную для политического деятеля мотивировку своего решения.
По закону мэр имеет право снимать должностных лиц, коль ей дано управлять капиталом города. Никакие голосования в таком случае не нужны, суды тут не помогут.
Лагун оставил свой кабинет с ведома мэра. Хотя по-человечески было бы лучше оставить его и для ситуации, и для нового, тут же назначенного председателя правления – Геннадия Иванова, руководителя АО СпецАТП.
Как видите, мнение коллектива, изложенное в письме и подтвержденное на собрании, – ничто. С людьми поиграли в демократию, сделали вид, что народ слушают и принимают его мнение во внимание, а на самом деле все это был фарс. Дешевый, непростительный. Теперь градоначальница может уходить в отпуск. С чувством исполненного долга. Если завтра депутаты не воспротивятся изгнанию перспективного руководителя муниципального предприятия, чья деятельность признана Госконтролем и аудитом как хорошая.

08.07.2004 , 16:48

В.Рудой


Написать комментарий