«Вспомни о бедствии и страдании моем»

В Лиепае открылся мемориал памяти жертв Холокоста

Шкедские дюны — одно из трагических мест латвийского еврейства. Здесь в 1941-1945 годах было расстреляно 19 тыс. человек не только из Латвии, но и из других стран Восточной Европы. Лишь единицы из семитысячной довоенной еврейской общины Лиепаи пережили Холокост.



Память об этой трагедии открытый общественный фонд Еврейское наследие Лиепаи увековечил открывшимся в минувшую пятницу мемориалом.


Свет мира
Строительство памятного комплекса обошлось в 150 тыс. латов. Мемориал в виде меноры (семисвечника) раскинулся на площади 4120 кв. м. Как рассказал Телеграфу лиепайский скульптор Раймонд Габалиньш, к его созданию он подошел с учетом еврейских традиций, ведь свет меноры символизирует свет миру, свет памяти, единение прошлого с будущим.
Семисвечник сложен из дикого камня, и этот материал скульптор тоже выбрал не случайно. Именно такие стены остаются на месте погибшей цивилизации, разрушенного города. Уничтоженная в Холокосте Лиепайская еврейская община и была такой гибелью. Но остался фундамент. Память. И свет меноры, соединяющий поколения. Каждый подсвечник заканчивается гранитной стелой-“свечой”. На них — надписи на иврите, цитаты из “Книги Эйха” (“Плач Иеремии” из Ветхого Завета). “Словно потоки вод льются слезы из глаз моих”, “вспомни о бедствии и страдании моем” — слова, сказанные тысячи лет назад на развалинах Иерусалима, отозвались при Холокосте новой болью.


Память не потеряна
На открытие мемориала приехали близкие погибших, бывшие лиепайчане из Израиля, США, Великобритании, Германии, Австралии, послы Израиля, Великобритании, Германии, генконсул России, представители Еврейской общины Латвии, Лиепайской думы и многие другие. “В Талмуде сказано, что человек мертв лишь тогда, когда потеряна вся память о нем. Мы будем помнить наших погибших всегда”, — сказал Сергей Захарьин во время открытия. Об этом и о недопустимости кошмара, подобного Холокосту, говорили и другие выступавшие. Звучала поминальная молитва. И плакало небо каплями холодного дождя…




Кстати


“Это провокационная подделка”
— Мы не можем думать только о погибших, мы, увы, думаем и об убийцах, — сказал Телеграфу после открытия мемориала руководитель музея “Евреи в Латвии” Маргер Вестерманис. — Не случайно сегодня Джордж Шваб, чудом переживший Холокост, упомянул Арайса и Цукурса. Недавно я был на скандальной выставке о Цукурсе “Презумпция невиновности”, а сегодня мы побывали там вместе с послом Германии. Оказалось, что плакат с названием выставки перед входом в галерею, исчез. А те документы, которые привлекли внимание Телеграфа (в них Цукурс значился руководителем расстрельной команды. — Л.М.), сняты! Полагаю, что эти документы были провокационной подделкой! Ведь на них не было инвентарного номера, который должен быть на любом архивном документе. И если бы кто-то стал ссылаться на эти документы, тогда бы и выяснилось, что они собой представляют, следовательно, и остальные доказательства вины Цукурса считались бы столь же “достоверными”.

06.06.2005 , 11:01

Телеграф


Написать комментарий